Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Храм Покрова Божией Матери села Красный Яр Советского района

Храм Покрова Божией Матери села Красный Яр Советского района
                                                                 Под Сенью Пречистой

   В русском «Прологе» XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь явления Пресвятой Богородицы во Влахернском храме: «Се убо, егда слышах ‒ помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

   Во все времена стояли на русской земле Покровские храмы. Не исключение и наша малая родина. К 1914 году в благочиние градо-Бийских церквей входили Покровская церковь в деревне Мало-Угреневской, 1869 года постройки, приписанная к Бийскому Троицкому собору, и освященный Преосвященнейшим Макарием (Невским), епископом Бийским, в 1886 году в заречной части города однопрестольный деревянный Покровский храм. Три церкви, освященные в конце XIX века в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, действовали в Кебезенском, Чергинском и Созоповском станах Алтайской духовной миссии. Еще пятнадцать сельских Покровских храмов, входивших в благочиния Томской епархии, были открыты в Бийским уезде в разные годы второй половины XIX ‒ начала XX веков, их приходы объединяли православных христиан в селах: Сверчковское, Плешковское, Шубенское, Ново-Покровское, Быстрый Исток, Точиленское, Карагуж, Айское, Верх-Каменское (Алтайское), Красноярское, Старо-Белокурихинское, Тоуракское, Огневское, Кипешное.
   В одном из этих сел, Красноярском (ныне ‒ Красном Яре Советского района. ‒ авт.) действовали две Покровских церкви одновременно! Вот какие сведения об этом содержит «Справочная книга по Томской епархии», составленная в 1914 году:
   «В Красноярском приходе благочиния № 29 церковь деревянная однопрестольная, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, построенная в 1891 году… Состав прихода: с. Красноярское Бийского уезда. Прихожан обоего пола 3562 души. Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта при готовых причтовых домах: жалованье из казны 400 рублей и доходы от треб.
   Приписная церковь, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, в с. Красноярском, построенная в 1898 году.
   В с. Красноярском церковно-приходская школа.
   Священник Димитрий Илларионович Толмачев, 38 лет, окончил курс в Кузнецком уездном училище, на службе с 1901 г., рукоположен во священника 15 июня 1906 г., на настоящем месте с 1907 г.
   Псаломщик Иван Алексеевич Нешумов, на службе с 1903 г.».
   В 1914 году «Томские епархиальные ведомости», официальное издание Томской духовной консистории, писало: «20-го  июня исполнилось 60 лет со дня окончания в 1854 г. Михаилом Невским, ныне митрополитом Московским Макарием, Тобольской духовной семинарии и выступления его на духовно-общественную службу. Как известно, в продолжение первых семи лет нынешний Московский первосвятитель подвизался в Алтайской миссии в светском звании. От чествования своего 60-летнего юбилея Высокопреосвященнейший митрополит Макарий уклонился и выехал в отпуск на Алтай, где полагал начало своему служению…»
   Митрополит Московский и Коломенский прибыл в г. Ново-Николаевск 13 июня, где был встречен представительной делегацией во главе с Преосвященнейшим Мефодием, епископом Томским, а 17 июня высокий гость уже находился в окружении духовенства и дорогих сердцу почтенного архиерея жителей города Бийска. Через два дня митрополит Макарий отправился в поездку по Горному Алтаю, продлившуюся до 8 августа. Вот что писали миссионеры Алтайской духовной миссии о начале этого путешествия:
   «Путешествие по Алтаю Владыки Митрополита можно назвать, по рассказам очевидцев, торжественным шествием. Весь Алтай пришел в движение. Издалека приезжали встречать Владыку и старожилы русские, и недавно прибывшие переселенцы, не говоря уже об инородцах крещенных и язычниках, которые привыкли смотреть на Владыку Макария, как на своего родного отца. Сколько по дороге было устроено арок из зелени, рассыпано цветов, сколько сделано украшений церквей и домов, сколько было сказано приветственных речей на русском и алтайском языках ‒ трудно было бы и перечесть. У каждой околицы, среди каждой деревни, даже в пустых местах собирались толпы разряженных по-праздничному жителей, которые с пением священных песен и с хлебом и солью встречали дорогого Владыку, с благоговением выслушивали его Архипастырские наставления и принимали святительское благословение… Трогательную картину представляло шествие маститого иерарха в белом клобуке по захолустным деревенькам Алтая по тропинкам, усеянным цветами и застланным тканями, шалями и другими знаками детской любви и расположенности… И, убеленный сединами старец, не уставал благословлять, поучать, наставлять и утешать своих детей в храмах, домах, на улицах селений, на дорогах, из экипажа, с лодки, плота…
   Заехав по дороге на Алтай в селение Красный Яр, где когда-то служил иереем его брат по плоти, где покоится его родитель, Владыка Митрополит остановился на несколько дней в Улалинском Николаевском монастыре…»
   Есть и более ранние сохранившиеся документальные свидетельства о посещении святителем Макарием села Красный Яр. Один из таких визитов, совершённый Томским архиепископом во время поездки для обозрения церквей Томской епархии в 1910 году, описан в «Томских епархиальных ведомостях»:
   «Из Старотырышкинского 1 июня Его Высокопреосвященство проехал в село Красный Яр. Этот приход вполне благоустроен. В нем имеется два храма, из которых один каменный. Имеется церковно-приходская школа. Народ расположен к церкви Божией и усердно исполняет свои христианские обязанности. К сожалению, за последние годы это село начинает испытывать на себе применение новейших способов «просвещения» народа со стороны так называемых, культурных людей. Почтовый чиновник и учительница ввели в селе увеселительные зрелища и, не соображаясь с требованиями церковной жизни, утраивают их даже в Великий пост, чем отнимают народ от церкви и развращают его».
   Справочная книга по Томской епархии за тот год, как и более поздняя, содержит сведения о наличии в Красном Яре двух одновременно действующих Покровских церквей. Священник тот же, что и в 1914 году (он служил здесь с 1907 г.), а вот псаломщик в 1910 году был другой: «Церковник на должности псаломщика Петр Егорович Воронин, 29 лет, окончил курс в миссионерском училище, состоял учителем церковных школ с 1896 г., на настоящем месте с  1908 г.».
   В 1898 году И. Новиков в «Обозрении Епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, епископом Томским и Барнаульским» сообщает:
   «В с. Красноярском церковь новая (очевидно, вторая, приписная каменная. ‒ авт.) очень поместительная, но еще не законченная и надлежащим образом не обставленная. Иконостас, хотя готов, но еще не установлен, икон нет, в сосудах, книгах и облачениях также ощущается недостаток, нет пока и колоколов. 29 января местный священник Костров отслужил утреню в 3 часа утра; в 6 часов совершена Литургия, за которой благочинным Прибытковым собравшемуся в большом числе народу была прочитана беседа Архипастыря о воспитании и обучении детей. После Литургии в церкви совершена соборно панихида по усопшим родителям Архипастыря и брате его иерее Лаврентии и лития на их могилах у возобновленной церкви».
   Стоит привести данные, изложенные в «Справочной книге по Томской епархии за 1898‒1899 гг.». В ней среди приходов 29-го благочиния Томской епархии под порядковым № 8 содержится информация и о Красноярском приходе:
   «Церковь деревянная, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, построена в 1891 г., земли при ней пахотной и сенокосной 66 десятин (необходимо отметить, что хронологически она не была первой: в “Ведомости о церкви самостоятельной, Покровской села Верхне-Каменского, Бийского округа за 1898 год”, хранящейся в Государственном архиве Алтайского края, есть запись о том, что “церковь была заложена в 1857 году, построена на средства прихожан в 1859 г., освящена 15 августа 1860 г. благочинным с. Красноярского Покровской церкви, священником Лаврентием Невским. ‒ авт.).
   Причта по штату: 2 священника и 2 псаломщика. Содержание: жалованья от прихожан 500 руб. и руги от прихожан 600 пуд., готовое помещение и доходы от треб. Прихожан мужского пола ‒ 1719, женского ‒ 1619. Расстоянием от Томска в 578 верст, от благочинного в 42 версты.
   Церковно-приходская школа в с. Красноярском открыта в 1893 г., помещается в собственном здании, содержится на средства Епархиального Училищного Совета, обучалось в ней 23 мальчика и 3 девочки.
   Священник Александр Никитич Костров, из 1 класса духовной семинарии, 53 лет, 1867 г. 2 февраля рукоположен во диакона, в 1883 г. ‒ во священника, награжден набедренником 31 декабря 1898 г.
   Диакон на должности псаломщика Димитрий Иванович Орлов, из 1 класса семинарии, 26 лет, определен псаломщиком 1889 г. 30 декабря, рукоположен во диакона 19 октября 1899 г.
   Исправляющий должность псаломщика Стефан Михайлович Кандауров, 27 лет, из Катехизаторского училища, 1893 г. состоял учителем школы грамоты, 1896 г. 8 июля определен псаломщиком».
   Вскоре в селе состоялось освящение и второго храма, 1898 года постройки. «Томские епархиальные ведомости», описывая обозрение епархии Преосвященнейшим Макарием, епископом Томским и Барнаульским, в 1900 году, рассказали своим читателям об этом торжественном событии.
   «11 мая было совершено освящение храма в селе Красноярском. Святые мощи были перенесены из другой, старой церкви. Народ стоял густой толпой в церкви и около нее. Кафедра была вынесена на улицу, чтобы стоявшие здесь могли видеть священнослужащих; ектении произносились и читались Апостол и Евангелие с церковного крыльца так, что пение и чтение были слышны всем: как стоящим в церкви, так и на улице. Поучение «Каждый христианин есть храм Божий» во время запричастного стиха произносилось одновременно в двух местах: с солеи и с крыльца. По окончании Литургии все присутствовавшие на торжестве были допущены к целованию креста. С солеи самим Его Преосвященством, а с крыльца ‒ Преосвященным Сергием, епископом Бийским. Во время целования креста была читана с тех же мест одновременно вторая из «Простых речей о великих делах Божиих». Тогда же раздавались и продавались крестики и книжки, всего было продано и роздано до двух тысяч крестиков и до трех тысяч книг».
   Крепко веровали красноярцы. В 1914 году прихожан в селе было более трех с половиной тысяч. А сегодня в Красном Яре проживает менее 1200 человек…
   В советское время Красноярский приход разделил участь большинства приходов Томской епархии и всей Русской Православной Церкви.
   Среди материалов газеты «Звезда Алтая» (печатный орган Бийского уездного исполкома и уездного комитета РКП. ‒ авт.) за 1928 год есть несколько сообщений, опубликованных под общим заголовком «Деревня ждет шефов». Среди них заметка с названием «Церковь будет переоборудована под клуб»:
«Как сообщалось в “Звезде Алтая”, шефская работа на предприятиях «Металлхима» была в загоне. Дело не клеилось. На него почти не обращалось внимания.
   Теперь металлхимовцы зашевелились. Шеф решил оправдать свое назначение и взялся за работу. В первую очередь решено помочь крестьянам с. Красный Яр в переоборудовании церкви под клуб. Для этой цели в Красный Яр командируется инженер «Металлхима».
   Затем «Металлхим» приступил к починке машин для крестьян подшефного села вне всякой очереди и командирует в село 4‒5 человек металлистов для ремонта сельскохозяйственных машин.
   Регулируются так же выезды в подшефное село. Они будут проводиться не менее двух раз в месяц. Ближайшие выезды будут посвящены вопросам сбора нового урожая».
   Так шефы-безбожники из города Бийска, решая между делом «вопросы сбора нового урожая», «помогли» жителям Красного Яра в уничтожении их родной церкви.
   Новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы появился на этой земле только спустя 80 лет…
   В этом году исполняется десять лет со дня его освящения. Чин освящения храма был совершен 14 декабря 2009 года Преосвященнейшим Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским. В тот радостный для всех красноярцев день Владыка наградил орденом святого преподобного Сергия Радонежского III степени уроженца Красного Яра, учредителя ООО «Катунь-олеум» Емельянова Сергея Григорьевича, который взял на себя основные заботы по возведению Покровского храма. До десятилетнего юбилея святыни Сергей Григорьевич не дожил: он отошел ко Господу 16 июня 2015 года. Вечная ему память!
   Благодарные сельчане помнят всех людей, чьим радением была вновь воздвигнута церковь. Среди них:
‒ Иван Алексеевич Попов, который на начало строительства храма был главой Администрации села;
‒ Владимир Викторович Геймбух, директор ООО «Забсибэлектромонтаж Плюс»;
‒ Валерий Сергеевич Овсянников, частный предприниматель, ныне ‒ пенсионер, до сих пор активно участвующий в решении всех хозяйственных вопросов прихода;
‒ Владимир Эрикович Прибытков, частный предприниматель, пожертвовавший пиломатериал для строительства;
‒ Александр Сергеевич Безменов, прораб ООО «Енко», принимавший активное участие в строительстве, отделке и благоустройстве храма;
‒ Константин Иванович Большаков, изготовивший     и установивший иконостас.
   Все эти благотворители и труженики были награждены Архиерейскими грамотами.
   За истекшие годы приход не стал многочисленным. К сожалению, население Красного Яра заметно убывает. Но церковная община жива, дружна, сплочена вокруг своего настоятеля ‒ иерея Симеона Медведева, которого, как признались все в один голос, уважают и очень любят. И это, думается, самое главное. 14 октября 2019 года красноярцы в десятый раз отметили свой престольный праздник ‒ Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. К празднованию готовились. В этом году силами прихода в храме был сделан ремонт. Активное участие в нем приняли заведующая местной библиотекой Надежда Константиновна Овсянникова, учительница Красноярской СОШ Елена Юрьевна Корчагина, Надежда Серафимовна Веденина, Нина Иосифовна Арсентьева и другие жители села. Все работы были умело организованы уже упомянутым в числе строителей храма Валерием Сергеевичем Овсянниковым.
   Тихо и мирно под Покровом Пресвятой Богородицы. Кругом чистота. Иконы убраны последними осенними цветами. Идет Исповедь. Красноярцы хорошо знают: чисто выметенным должен быть не только храм, убранной должна быть и душа… Чтобы пребывать ей под Сенью Пречистой.

Иван Литвинов

Источник: «Бийские епархиальные ведомости». №5, 2019 год (5)


Престольные праздники
Покров Пресвятой Богородицы

Местная религиозная организация православный Приход храма Покрова Божией Матери с. Красный Яр Советского района Алтайского края Бийской епархии РПЦ (Московский Патриархат)

Адрес

659548, Алтайский кр, село Красный Яр, район Советский, улица Центральная, дом 8а

загрузка карты...

Новости

Показать еще

Другие храмы благочиния