Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Храм великомученицы Екатерины села Сростки Бийского района

Храм великомученицы Екатерины села Сростки Бийского района
Церковь в честь вмц. Екатерины освящена епископом Барнаульским и Алтайским Максимом 11 июля 2009 года, при большом стечении народа.

Храм возводился в течение пяти лет, с апреля 2004 года, трудами и тщанием Сергея Романовича Кислинского, директора ООО «Сибремпуть», а также В.И.Лебедева, А.Р.Яркова, С.Д.Третьякова, Ю.Н. Гурьяновой и других жертвователей.

В Сростках, как и везде, что-то остаётся неизменным, что-то меняется… Вот, храм новый недавно отстроили, Святой Великомученицы Екатерины. Буквально на глазах вырос. И теперь, всякий раз по пути от автобусной остановки к музею, не могу хотя бы на миг не остановиться напротив храма. Да и невозможно не задержаться здесь, не посмотреть на него, так величественен и красив он в любую погоду, и, точно на очень контрастной фотографии, четко проявляются на фоне высокого сростинского неба строго очерченные контуры его колокольни, светятся маковки его куполов. И невольно внутри что-то трепетное зарождается от этой торжественной возвышенной красоты.

Но, однако, сколько в небо не смотри — всё одно: медленно и неизбежно взгляд к земле притягивает. И будто тревога какая-то неясная в душе нарастает, и чем ниже глаза опускаешь, тем она явственнее и явственнее.
Вот он храм. Монументальный. Рядом с ним домик-завалюшка, за ним ещё один и огороды… здесь же по улице — небольшой сельский магазинчик, чуть дальше недавно отремонтированная школа с пластиковыми окнами, обшитая модным нынче сайдингом…
По другую сторону храма поселковый совет с почтой — здание ещё советское, типовое, в «шубу» одетое, каких полно и нынче осталось стоять с того советского времени по нашим сибирским сёлам…

И в окружении этом, на фоне обыденного, словно несобранного воедино пейзажа центральной сельской улицы, кстати, Советской, — как-то отчужден храм, точно и не отсюда вовсе его величие. Ощущение такое, что дерево недавно высадили в незнакомую почву, но корни ещё не совсем вросли в неё, не укрепились, не полностью сроднились с ней. Смотрю я на храм, и мысли разные одолевают, вроде той, что в рассказе Шукшина «Мастер»: «В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней… Казалось бы — две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором — какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что лёгкая, и что открывалась глазам внезапно… как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шёл к ней, она являлась вся, сразу...».

А ведь и раньше в Сростках церковь была. Наиболее раннее известное упоминание о ней встречается в справочной книге по Томской епархии за 1898—1899 год: «Церковь деревянная во имя св. Великомуч. Екатерины построена в 1880 г. Земли при ней: пахотной и сенокосной 99 десятин. Причта по штату: священник и псаломщик. Содержание: жалование от прихожан 550 руб. и руги 300 пудов, готовое помещение и доходы от треб. Прихожан мужского пола 747, женского 757. Расстоянием от Томска в 650 верстах, от благочинного в 70 верстах.
Священник Григорий Федорович Яхонтов, 30 лет… Псаломщик Николай Стефанович Воронцов, 47 лет».
Предположительно (к сожалению, точного источника найти не удалось), церковь эта была построена на средства бийского первой гильдии купца и городского головы Якова Алексеевича Сахарова.
А дальше, на сайте Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина читаю: «13 июля 1900 года в Сростках в сторону Баклани, напротив Поповского острова, была заложена церковь по благословению епископа Томского и Барнаульского Преосвященнейшего Макария, и освящена им 17 ноября 1902 года».
Как прописано в клировой ведомости, церковь построена «тщанием отставного фельдфебеля Спиридона Назарова Глебова с помощью прихожан». Для строительства того храма сростинское общество собрало 39 рублей. Особенно много на храм, согласно документальным свидетельствам, дали Иван Калачиков и Марк Калачиков — по 5 рублей, Семён Попов — 3 рубля. На эти же деньги рядом с церковью построено здание школы и дом для священника.
Совершенно ясно, что речь в этих двух документах идет о разных церквях. Первая — 1880 года, по словам сростинцев, сгорела, а на её месте «чаяниями Глебова» была заложена новая, та самая, в которой «Васю Шукшина крестили».
Известно, что эта церковь была деревянная, трёхпрестольная. Главный престол — во имя Живоначальной Троицы. И два придельных: правый — во имя святителя Спиридона епископа Тримифунтского Чудотворца и левый — во имя Святой Великомученицы Екатерины. Причта по штату полагалась так же два человека: священник и псаломщик. А престольный праздник был Екатеринин день, 24 ноября по старому стилю. С 1908 года настоятелем этой церкви служил священник Александр Александрович Кисляков, по воспоминаниям земляков, крестивший Василия Макаровича.

В сростинском музее сохранились фотографии начала ХХ века: и церкви постройки 1902 года, и отца Александра. И воспоминания, записанные со слов старожилов, о последнем настоятеле Свято-Екатерининского храма.
Как пишет Александр Никандрович Марчук (судя по записям его, человек далеко и отнюдь не православный): «Самой важной, главной фигурой среди всех сростинских жителей и служилых чиновных лиц волостного правления вырисовывалась личность служителя русской православной веры — сростинского священника Александра Кислякова».
По его словам, отец Александр был самым «образованным, культурным и благовоспитанным человеком в селе». Происходил он, верно, из древнего духовного рода. Окончил гимназию, затем Томскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую высшую духовную академию при Александро-Невской лавре. И вот в самом начале ХХ века о. Александр был назначен настоятелем Сростинского церковного прихода.

По свидетельству того же Марчука, Александр Кисляков был «не только поп, но и ученый». Знал он не только Библию, но также историю вероисповеданий других народов, хорошо ориентировался в российской и мировой истории, «был не лишен дара этнографа, геолога, географа и даже искусствоведа». Он изучал быт и обычаи коренного населения, собирал образцы их одежды, домашней утвари и охотничьего ремесла. Для этого специально ездил по аилам Горного Алтая. Интересовался батюшка Александр и историей миссионерства в крае, любил читать старые церковные книги первых православных приходов на Алтае, сам составлял и публиковал в тогдашних православных периодических изданиях обзоры о заселении русскими земель Томской губернии.

«В двадцатые годы большим религиозным праздникам активная сельская молодежь пыталась оказать противодействие. Если вечером в церкви служба, то рядом в клубе проводится антирелигиозное мероприятие. Читались лекции или, как тогда говорили, делались доклады на “злобу” дня. Приедет из окружкома агитатор и перед спектаклем начнет свой доклад, растянет его часа на два. Люди устанут, кто задремлет, кто в церковь уйдёт…»

Устраивали и диспуты на религиозные темы, собирали молодежь и приглашали туда священника Кислякова. Но так как комсомольцы, в отличие от отца Александра, были не столь «подкованы» в философии и истории, то, как правило, диспуты эти они проигрывали. И поэтому иногда в качестве аргументов с их стороны наблюдались, как это описывается в сборнике материалов по истории села «…вновь заведенная деревня Сростки», — «некоторые шалости и хулиганство». Например, на одном из заседаний бюро сростинской ячейки ВЛКСМ было принято решение: «В целях борьбы с религией и быстрейшего выживания из села попа Кислякова постановили: в окно дома попа забросить дохлую кошку, поручить выполнение этого задания членам ВЛКСМ Ф. Дмитриеву, В. Емельянову и А. Скоропупову». Решение это, как свидетельствует всё тот же сборник, «успешно выполнили». Впоследствии, после вынужденного обращения отца Александра к секретарю партячейки Н.А. Каменеву участникам этой антирелигиозной «акции» старшими товарищами было указано «на негодность такого способа борьбы с религией».

Был и такой случай, описанный там же: «Иван Марчук, активист художественной самодеятельности, внес предложение: в святой четверг перед Пасхой, когда верующие идут от стояния со святым огнём со свечами, протянуть верёвку по улице против домов Сорокина и Марчука. Г. Зяблицкий эту идею поддержал. Когда народ шёл из церкви с огнём, оберегая его руками, не глядя под ноги, задевал ногами за верёвку, падал в грязь, свечи потухали. После этого было огромное возмущение верующих, и комсомольцам коммунисты устроили “баню”, а Гриша Зяблицкий получил строгий выговор на партбюро».

Эти ли, другие ли «события» неуклонно подталкивали куда-то вперёд «колесо» истории. Как ни «бойкотировали» тихим сапом многие «несознательные» сростинцы новый советский быт, всё катилось своим чередом — вперёд ли, под горку ли... И в начале 1930 года сростинская церковь была закрыта. А чуть позже с церкви сняли купол, сняли колокол, и разместили в ней сельский клуб. Вот как вспоминает об этом активная комсомолка тех лет, жительница Сросток Лидия Михайловна Воеводина: «Комсомольцами были собраны подписи всех граждан села, за исключением небольшой части сильно верующих в Бога об отделении церкви от государства и передачи её под клуб, что и было сделано в 1931 году (год в воспоминаниях Л.М. Воеводиной указан неточно. — С.Ф.). Церковь сломали, внутреннее оборудование растащили. Это было большой ошибкой комсомольцев и жителей села тех далёких лет, лишивших наше село замечательного памятника культуры».

В 1933 году последний настоятель этой церкви Александр Кисляков был арестован. Больше, по свидетельству упоминавшегося уже не раз Марчука, отец Александр в Сростки не вернулся. Смутные то были времена, многие простые люди терялись тогда «без следа и следствия», а уж распространители «опиума для народа» тем более. Наверное, поэтому о дальнейшей судьбе сростинского батюшки никто из односельчан-сростинцев ничего определённого ныне мне поведать не смог.

Сергей Филатов "Сибирские огни" № 09-2010
Престольные праздники
Святой великомученицы Екатерины

Местная религиозная организация православный Приход храма вмц. Екатерины с. Сростки Бийского района Алтайского края Бийской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Адрес

659375, Алтайский кр, село Сростки, район Бийский, улица Советская, 98

загрузка карты...

Новости

Показать еще

Другие храмы благочиния