Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

В Неделю о блудном сыне епископ Серафим совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Умиление» города Бийска

3 марта, в Неделю о блудном сыне, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Умиление» города Бийска.  

Преосвященному владыке сослужили: секретарь епархии, благочинный города Бийска протоиерей Валерий Замятин, настоятель храма иерей Василий Давыдкин, диакон Вадим Шпак.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Успенского кафедрального собора.

На сугубой ектении были произнесены особые прошения: «…о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую…». Затем правящий архиерей вознес молитву о Святой Руси.

На литургии владыка Серафим причастил верующих Святых Христовых Таин.  

По окончании богослужения архипастырь обратился к духовенству и молящимся со святительским словом, посвященным сегодняшнему евангельскому чтению:

«“Отче, согреших на небо и пред тобою”, – сказал, придя в себя, заблудший сын из евангельской притчи. Он не только понял свое плачевное состояние, но, как передает нам Евангелие, “пришел в себя”, то есть осознал, в каком бедственном положении находится, как он низко пал и что иного выхода, как только вернуться в отчий дом, у него нет.  Две недели назад мы с вами на богослужении читали о Закхее, сборщике налогов, который переступил через себя и залез на дерево, чтобы только увидеть Христа. И Христос среди всей окружавшей Его толпы людей увидел этого человека, его открытое к покаянию сердце. И блудный сын тоже переступил через свою гордость, через свое ”я”. Насколько стыдно было ему, страх обуревал его о том, как примет отец, но он все равно идет к отцу. А отец не переставал любить своего сына с тех пор, как тот ушел от него. Он любил его так же, как и старшего сына, который остался с отцом. Он прекрасно понимал, что делает младший сын, забывший воспитание и наказы полученные от отца. Понимал, что сын впустую потратит свою часть отцовского имения. Возможно, он каждый вечер вглядывался в ту дорогу по которой ушел его младший сын, проливал слезы и молился, чтобы тот пришел в себя и вернулся обратно. И молитвы отца были услышаны – достигнув плачевного состояния, блудный сын приходит в себя.

Слово “блуд” у нас ассоциируется с интимной близостью вне супружества, но в церковнославянском языке значение этого слова намного шире и выражает некое заблуждение в жизни человека, потерю жизненных ориентиров, в том числе духовных. И младший сын из сегодняшней евангельской притчи потерял эти духовные ориентиры, удалился от отца, чтобы жить своей жизнью. Он хотел пожить ”для себя”. Такое часто возникает в молодости – стремление пожить ”для себя”. Люди не создают семью, а если и создают, то не спешат рожать детей. Кто-то при этом находит оправдание, что ребенка, мол, надо содержать, а где мы деньги возьмем? Только вот что интересно – количество машин во дворах растет, а детей не рожаем! На обслуживание машины деньги есть, а на детей нет.

С такими мыслями, чтобы пожить ”для себя”, младший сын и пришел к отцу. Сын сказал, что у него появились друзья. Конечно же, это были мнимые друзья, в чужой стране, которые только пользовались деньгами, полученными блудным сыном от отца. К кому он пошел, оставшись нищим? Его взял к себе один из жителей той далекой страны, чтобы пасти свиней. Иудеи считали свинью нечистым животным, и держали их только для своих завоевателей – римских воинов. Поэтому для иудея наняться свинопасом было наихудшим позором. Но блудный сын согласился и на это, потому что все потерял. Осознав свое положение, он обратился к Богу, и Господь указал ему правильный путь, чтобы вернуться обратно, в лоно отца своего. Превозмогая стыд и страх, сын идет к своему отцу. И отец, которого он оскорбил, сам бежит навстречу своему сыну и бросается ему в объятия. Он не просто прощает сына, но и дает ему перстень – знак власти. Сын нашел в себе решимость изменить свою жизнь. А чтобы изменилась наша жизнь, нужна именно такая решимость, как об этом говорят святые отцы. Вот у Марии Египетской была эта решимость – она дала Матери Божией обещание, что закончит со своей греховной жизнью, и исполнила его.

Церковь напоминает нам притчу о блудном сыне в преддверии Великого поста, чтобы мы принесли искренне покаяние Богу, и Господь, как любящий отец, примет нас и скажет: ”приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира”. Аминь».