Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице епископ Серафим совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Ая

22 октября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, апостола Иакова Алфеева, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Ая Алтайского района.

Преосвященному владыке сослужили: ключарь Успенского кафедрального собора протоиерей Александр Петров, благочинный Алтайского округа иерей Леонид Клепиков, настоятель храма иерей Иоанн Ступишин, диакон Вадим Шпак.  

На сугубой ектении были произнесены особые прошения: «…о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую…». Затем правящий архиерей вознес молитву о Святой Руси.

На литургии владыка Серафим причастил верующих Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения Преосвященный Серафим обратился к сослужащему духовенству и всем молящимся с архипастырским словом, посвященном дневному евангельскому чтению:

«”Не плачь”, – сказал Господь женщине, убитой горем. Когда Христос в окружении учеников шел во град Наин, из него выходила похоронная процессия. Несли сына одной женщины, вдовы, жительницы этого города. Так встретились две процессии, во главе одной из которых была смерть, а во главе другой – Победитель смерти, Спаситель мира.

Встретились смерть и Жизнь. Милосердный Господь, видя состояние этой вдовы, проникся к ней состраданием и, не вдаваясь в рассуждения о смысле жизни, о том, что смерть – это не конец, а только начало, говорит ей только: ”Не плачь”. Не плачь, как плачут неверующие люди, язычники, а плачь и радуйся, как люди Божии.

Вспоминается одна история из Священного Писания Ветхого Завета. Когда у царя Давида очень тяжело заболел сын, царь перестал вкушать пищу, посыпал голову пеплом, упал на землю, стал рыдать и молить Бога, чтобы его ребенок остался жив. Это был сын Давида от Вирсавии – женщины, к которой царь когда-то разжегся бурной страстью и совершил грех. Муж Вирсавии был военачальником по имени Урия, и когда Давид узнал, что Вирсавия беременна, он отправил Урию, вернувшегося из очередного военного похода, домой к жене, чтобы тот провел с ней ночь и таким образом сокрыл грех царя, потому что ребенка можно было бы выдать как родившегося от законного мужа. Но Урия не пошел в свой дом, а остался на ночь при царском дворе.

И тогда Давид к беззаконию блуда добавляет очередное беззаконие – отправляет Урию в новый военный поход, отдав распоряжение главному военачальнику Иоаву бросить Урию на верную смерть. Когда царь осознал, что он совершил, он покаялся, и плодом его покаяния явился 50-й псалом: ”Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…”, который мы читаем на каждом богослужении в храме и во время утренних молитв. Давид раскаялся в содеянных грехах, но пророк Нафан, обличивший царя, сказал ему: ”Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын”. И вот младенец умер. Слуги боялись сказать Давиду о смерти сына, и говорили ему, что он жив. Когда царь увидел, что они перешептываются между собой, он снова спросил о ребенке, и тогда ему сказали, что сын умер.  Царь перестал плакать, умылся, помазал себя елеем, надел новую одежду и пошел в Дом Божий. Вернувшись из храма, Давид стал есть хлеб. Вот это и есть отношение Божиего человека к жизни и смерти – пока младенец был жив, но болен, Давид надеялся, что Господь помилует его, но когда он умер, как и предсказывал пророк Нафан, царь отправился в храм молиться и благодарить Бога.  

И вот Господь, войдя в город Наин, смилостивился над бедной вдовой, потерявшей единственного сына, на которого она возлагала надежды в старости. Ее страдания может понять только мать, перенесшая смерть своего ребенка. Среди последователей Христа, шедших с Ним в Наин, не было Божией Матери, но Ей, без сомнения, стало известно, что произошло в Наине, когда туда пришел Христос. И ведь через непродолжительное время Она услышит те же слова, которые мы с вами с умилением поем на Страстной седмице: ”Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… ”. Она будет шествовать за Своим Сыном, восходящем на Голгофу, чтобы принять смерть. И, обращаясь к Ней, Он скажет: ”Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе…, востану бо и прославлюся…”. И все это Матерь Божия слагала в Своем сердце. Поэтому Господь и обращается к вдове со словами утешения: ”Не плачь”. И она услышала призыв Христа не предаваться горю, а принять произошедшее с верой в то, что Бог может воскресить ее сына. И по ее вере Господь и совершил великое чудо – воскресил его и отдал матери на утешение.  
  
Эти слова Господь обращает к каждому из нас, чтобы мы воспринимали все происходящее в нашей жизни как проявление воли Божией, и тогда все устроится, потому что Сам Господь промышляет о каждом человеке. Будем молиться, чтобы Господь и нам даровал такое же разумение, как этой бедной вдовице, вначале так рыдавшей о потере единственного ребенка, надежды старости своей, а потом поверившей Христу, и Господь по вере ее воскресил умершего сына. Аминь».