Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

В четверг первой седмицы Великого поста епископ Серафим совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в храме святителя Николая Чудотворца города Белокурихи

Вечером 21 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме Николая Чудотворца города Белокурихи

Преосвященному владыке сослужили: ключарь храма протоиерей Александр Петров, штатные клирики храма иерей Георгий Степанищев, иерей Дионисий Юдин.

По окончании богослужения архипастырь обратился к духовенству и всем молящимся с проповедью о покаянии:

«”Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего”, – такими словами заканчивается молитва преподобного Ефрема Сирина, которую мы с вами слышали и будем слышать в течение всего Великого поста. Молитва заканчивается именно этими словами, потому что духовная жизнь человека начинается с видения своих грехов, своего духовного состояния. Именно через эту добродетель начинается духовное совершенствование человека как личности.

Вспомните, что произнес разбойник, распятый с правой стороны от Христа, обращаясь к распятому слева: ”Достойное по делам нашим приняли”. Вот где начало покаяния! Разбойник понял, в каком плачевном греховном состоянии он находится. Не нужно обольщаться нам с вами – своим нахождением в храме, отчетами перед Богом в своих грехах на исповеди – ничего это не спасет, если человек не осознает каково его истинное духовное состояние. Недаром преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что без видения себя невозможно никакое покаяние. Когда человек не видит своих грехов, он входит в осуждение других людей. Как об этом остро высказался святитель Феофан Затворник: "Сам дрянь дрянью, а все твердит: Несмь якоже прочие человецы".

Расскажу такой случай. Однажды в Московскую духовную академию приехали снимать документальный фильм. Это было после празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году, когда в обществе проявился огромный интерес к Церкви. Для съемки расставили софиты. Подходит монах и говорит: ”Включите свет”. Включили. ”А теперь выключите”. Выключили. ”Вот видите, когда нет яркого света, пол кажется чистым, а когда ярко включен, каждая соринка видна”. Так и душа человека – пока не просветится светом веры Христовой, человек считает себя чистым, а как только просветится, начинает видеть каждый духовный изъян своей души. Разбойник на кресте увидел свою жизнь такой, какая она есть, что она полна грехов, сейчас он погибает и для того, чтобы спастись, ему нужен Бог. Тогда этот человек сказал прекрасные слова: ”Помяни меня Господи, когда приидешь в Царствие Твое!”. Он не просил пустить его в это Царствие, он просил лишь помянуть его. И разбойник не ожидал услышать от Господа такой ответ: “Ныне же будешь со Мною в раю”. Вот какова сила покаяния, осознания своего греховного состояния.

Так же Господь увидел и открытое, готовое к покаянию сердце Закхея, который залез на дерево, чтобы увидеть Христа. Так видел себя и мытарь, пришедший вместе с фарисеем помолиться в храм и не нашедший никаких слов в свое оправдание, кроме: “Боже милостив буди мне, грешному”. И вышел из храма, как говорит Господь, более оправданным, чем фарисей, исполнявший все законы иудейского народа. Как увидел себя и блудный сын, растративший все имение в чужой стране, но увидевший свое плачевное состояние и вернувшийся обратно к отцу. В этом и заключается красота покаяния!

Когда человек не видит своих грехов, он начинает осуждать других людей. Господь говорит об этом так: ”Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего”. Как нам неприятно становится, когда кто-то из окружающих людей указывает на наши жизненные ошибки? А если эти ошибки греховны, постыдны, нам бывает очень больно. Остается один шаг до ненависти к обличающему нас человеку. Совершая греховный проступок, мы сами себя начинаем обманывать, по-фарисейски ища оправдания.

Иногда мы считаем грех осуждения не тяжким, а ведь это тяжкий грех. Господь может попустить человеку впасть в тот же грех, в котором человек осуждает другого, чтобы показать ему, насколько он сам немощен. Нужно суметь полюбить ближнего в его падении, а не в добродетели. И своей любовью привести его к исправлению жизни. Кто мы такие, чтобы судить другого человека? Сам Господь сказал, что весь суд отдал Сыну Своему, а мы присваиваем себе право судить других людей. Делать это может только Бог, потому что Он видит все помышления человеческого сердца. Поэтому, когда мы дома или в храме будем произносить слова молитвы преподобного Ефрема Сирина, будем осознанно просить, чтобы Господь даровал нам зреть наши прегрешения и не осуждать ближнего своего. Аминь».