Накануне праздника Крестовоздвижения епископ Серафим совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе
Вечером 26 сентября, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе города Бийска.
Преосвященному владыке сослужили: ключарь собора протоиерей Александр Петров, иерей Димитрий Щербаков, иерей Иоанн Шкуропацкий, иерей Симеон Медведев, иерей Артемий Золотых, иерей Виталий Попов, диакон Никита Гологузов.
На утрени после великого славословия владыка Серафим совершил чин Воздвижения Креста.
Воздвижение Креста Господня – один из неподвижных двунадесятых праздников, посвященный Кресту Христову, отмечается 14/27 сентября.
Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об Искупительной Жертве Христа. Поэтому этот праздник также стоит в начале годового круга богослужений. Знак креста с глубокой древности был символом вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения. С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весть о «безумии Креста», иудеи требовали знамений, эллины – доказательств, но в ответ они слышали: «Мы проповедуем Христа Распятаго...»
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», – поет Церковь.
Через страдания к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца – таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет...» Это не значит лишь готовность к тяготам и страданиям; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» – значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.
Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как «красота Церкви», как «верных утверждение». Он – знак любви Бога к человеку, вестник грядущего преображения природы. «Да возрадуются древа дубравные, освятившуся естеству их, от Него же изначала насадишеся!» (канон Воздвижению).
Уже во II веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Еще раньше в Церкви появились первые изображения Креста. Эти изображения предшествуют Распятиям, самые ранние из которых относятся к VI веку. Из всех типов Распятий, пожалуй, самое величественное – то, что возникло в Византии: Иисус Христос изображен «предавшим дух». Голова склонена, глаза закрыты. Но самое замечательное – это руки. Они не безжизненны. Они раскрыты словно для объятия. Во всем облике Распятого покой и прощение. Уже как бы предчувствуется победа над смертью...
Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (IV в.), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале II века император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру святого Гроба и соорудил там храм Венеры.
Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. «Снимали слой за слоем, – пишет современник событий Евсевий, – вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом – честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения. Это была пещера Гроба Господня. Император снабдил Иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма».
Через некоторое время Палестину посетила престарелая мать Константина Елена. У Евсевия нет сообщений о том, что ей удалось найти подлинный Крест Христов. Однако Предание связывает обретение орудия Искупления именно с равноапостольной Еленой. Во второй половине IV века эта реликвия уже чтилась в Иерусалиме. Святой Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи. Согласно святому Иоанну Златоусту, признаком, по которому узнали, что это именно Крест Господень, послужила надпись на нем.
В начале V века Руфин уже определенно связывал находку с именем святой Елены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как царица искала Крест и нашла его зарытым в землю близ Голгофы. Чтобы удостовериться в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После этого патриарх «воздвиг» (то есть восставил, поднял) Крест над молящейся толпой. Отсутствие сведений у Евсевия дало повод историкам считать рассказ Созомена легендой. Но в том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного. По иудейскому обычаю, орудия казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Поэтому Крест Христов мог быть захоронен рядом с разбойниками. Как бы то ни было, почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В честь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения. Накануне, во время всенощной (после Великого славословия) священник выносит изображение Креста на середину храма. Есть обычай совершать «чин воздвижения Креста», при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй». В день Воздвижения установлен пост.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/bogoslovsko-liturgicheskij-slovar/117
Преосвященному владыке сослужили: ключарь собора протоиерей Александр Петров, иерей Димитрий Щербаков, иерей Иоанн Шкуропацкий, иерей Симеон Медведев, иерей Артемий Золотых, иерей Виталий Попов, диакон Никита Гологузов.
На утрени после великого славословия владыка Серафим совершил чин Воздвижения Креста.
Воздвижение Креста Господня – один из неподвижных двунадесятых праздников, посвященный Кресту Христову, отмечается 14/27 сентября.
Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об Искупительной Жертве Христа. Поэтому этот праздник также стоит в начале годового круга богослужений. Знак креста с глубокой древности был символом вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения. С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весть о «безумии Креста», иудеи требовали знамений, эллины – доказательств, но в ответ они слышали: «Мы проповедуем Христа Распятаго...»
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», – поет Церковь.
Через страдания к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца – таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет...» Это не значит лишь готовность к тяготам и страданиям; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» – значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.
Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как «красота Церкви», как «верных утверждение». Он – знак любви Бога к человеку, вестник грядущего преображения природы. «Да возрадуются древа дубравные, освятившуся естеству их, от Него же изначала насадишеся!» (канон Воздвижению).
Уже во II веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Еще раньше в Церкви появились первые изображения Креста. Эти изображения предшествуют Распятиям, самые ранние из которых относятся к VI веку. Из всех типов Распятий, пожалуй, самое величественное – то, что возникло в Византии: Иисус Христос изображен «предавшим дух». Голова склонена, глаза закрыты. Но самое замечательное – это руки. Они не безжизненны. Они раскрыты словно для объятия. Во всем облике Распятого покой и прощение. Уже как бы предчувствуется победа над смертью...
Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (IV в.), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале II века император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру святого Гроба и соорудил там храм Венеры.
Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. «Снимали слой за слоем, – пишет современник событий Евсевий, – вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом – честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения. Это была пещера Гроба Господня. Император снабдил Иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма».
Через некоторое время Палестину посетила престарелая мать Константина Елена. У Евсевия нет сообщений о том, что ей удалось найти подлинный Крест Христов. Однако Предание связывает обретение орудия Искупления именно с равноапостольной Еленой. Во второй половине IV века эта реликвия уже чтилась в Иерусалиме. Святой Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи. Согласно святому Иоанну Златоусту, признаком, по которому узнали, что это именно Крест Господень, послужила надпись на нем.
В начале V века Руфин уже определенно связывал находку с именем святой Елены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как царица искала Крест и нашла его зарытым в землю близ Голгофы. Чтобы удостовериться в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После этого патриарх «воздвиг» (то есть восставил, поднял) Крест над молящейся толпой. Отсутствие сведений у Евсевия дало повод историкам считать рассказ Созомена легендой. Но в том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного. По иудейскому обычаю, орудия казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Поэтому Крест Христов мог быть захоронен рядом с разбойниками. Как бы то ни было, почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В честь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения. Накануне, во время всенощной (после Великого славословия) священник выносит изображение Креста на середину храма. Есть обычай совершать «чин воздвижения Креста», при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй». В день Воздвижения установлен пост.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/bogoslovsko-liturgicheskij-slovar/117