Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Крестный ход в Коробейниково – 2023. Вспоминая ушедшие дни

Митрополит Сергий: «Каждому воздастся за его усердие!»

Это был юбилейный, 25-й крестный ход к Казанской чудотворной иконе Божией Матери в село Коробейниково, который прошел по земле Алтая с 25 июня по 2 июля. Крестный ход был организован при содействии Алтайского отделения Императорского Православного Палестинского Общества по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, почетного члена этого общества.

По традиции крестный ход начался с Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе, которую совершили епископ Рубцовский и Алейский Роман и епископ Волгодонский и Сальский Антоний.

Преосвященным архипастырям сослужили секретарь Барнаульской епархии протоиерей Георгий Крейдун, благочинный Заринского округа протоиерей Андрей Ушаков, иерей Богдан Кириллов, иеромонах Платон Стахнев, протодиакон Владимир Черных, а также духовенство Алтайской митрополии.

Организаторы и исполнители

Рутинная подготовительная работа легла на многострадальные плечи диакона Константина Филатова, который по копейке собирал средства, чтобы обеспечить крестный ход транспортом, горючим, продуктами питания и всем необходимым, решал оргвопросы с власть предержащими, с силовыми структурами. Был изготовлен уникальный знак, посвященный 25-летию Всероссийского крестного хода в Коробейниково, который в Белояровке раздавался всем участникам бесплатно.

Отец Константин порадовал крестоходцев и еще одним добрым деянием: он организовал бесплатное горячее питание, которого в течение предыдущих трех лет не было из-за ковида и организационных трудностей. И за это, кроме всего прочего, отцу Константину огромная благодарность от всех крестоходцев!

Скиния и кухня

В крестном ходу два особо важных места: хотя и нельзя их ставить на один уровень. Это походный храм на колесах – скиния – и… кухня. В скинии, кроме субботы, совершалась Божественная литургия. Только в Алейске из-за плохой погоды и в Усть-Пристани, где много лет строится величественный храм и нижний придел уже освящен, богослужение совершалось в стационарных условиях.

Кухня – другой центр жизни в крестном ходе. Здесь посильную помощь отцу Константину оказывали Владимир Цыганков, Евгений, Сергей (у них была непростая работа по розжигу печей полевых кухонь, раздаче пищи, кипятка), Лариса Тумялис (повар). А после место стоянки нужно было очищать от мусора, мыть котлы, наводить порядок, перебазироваться на новое место, где организовывать новую стоянку, добывать воду, дрова и т.д. К тому же это работа небезопасная: можно легко обжечься кипятком. Всем названным и неназванным помощникам кухни также превеликая благодарность!

Апостолы

Возглавили крестный ход 25 июня от Покровского кафедрального собора епископ Рубцовский и Алейский Роман и епископ Волгодонский и Сальский Антоний. Для владыки Антония это уже второй крестный ход к главной святыне Алтая. Впервые он прошел этот путь шесть лет назад – в 2017 году, прибыв на Алтай с берегов великой русской реки Волги. Вернувшись на родину, прислал в подарок крестоходцам фонарь. И вот он снова на Алтае.

В Елбанке к крестному ходу присоединился и возглавил его митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, который с Божьей помощью прошел пешком последние восемнадцать километров. Перед началом движения он сказал напутственные слова участникам:

– Мы выходим на финишную прямую к благословенной веси, называемой Коробейниково, где находится место обитания иконы Коробейниковской Божией Матери, нашей алтайской святыни. Крестный ход сегодня по милости Божией завершается. Я всех вас поздравляю, благодарю и благословляю, а милость Божия пусть воздаст каждому за его усердие. Как сказал ныне покойный архидиакон Роман (Тамберг) в канте «Паломничество»: «Каждый жертву возьмем по усердию…» И за усердие каждый получит благодать.

Священнослужители

Что касается священства, то в начале пути Барнаульскую епархию представлял секретарь епархии протоиерей Георгий Крейдун, весь путь или почти весь прошли один из зачинателей и духовник крестного хода протоиерей Андрей Ушаков, протоиерей Алексий Назаров, иерей Петр Лисицкий (Черемное), иерей Виталий Скворцов (Мамонтово), иерей Роман Артемюк (Михайловское), иерей Павел Балакирев, иерей Алексий Жигалов, иерей Игорь Выгановский, иерей Сергий Замора (храм Одигитриевский), иерей Илья Гурьянов, диакон Константин Филатов, диакон Филипп Редкокаша, другие священнослужители. В Алейске нас встречал благочинный округа протоиерей Владимир Матусов, в Усть-Пристани – настоятель храма иеромонах Никандр (Речкунов). В общем, родные все лица.

При этом, заметьте, священники направлялись в крестный ход не по «разнарядке», а по велению сердца!

Дети

С детства я любил рыбную ловлю на удочки, закидушки, позднее стал пробовать на спиннинги. А в зрелом возрасте, попав однажды в крестный ход в Коробейниково, я уже не пропускал ни одного такого священнодейства. Рыбалка – радость для души. Крестный ход – событие огромного духовного значения. Казалось бы – что между ними общего? Но однажды меня поразила фраза, сказанная митрополитом Сергием в 2020 году как бы в утешение крестоходцам, когда мы во время ковида шли проселочными дорогами, ночевали на берегу водоемов, потому что в села нас не пускали. Владыка тогда сказал: «Ближе к природе – ближе к Богу!» Я часто вспоминаю эту фразу, каждый раз поражаясь ее созвучию моему восприятию мира. Рыбаки – и дети природы, и Божьи дети. Не случайно Спаситель большинство апостолов призвал из рыбаков. И многие из любителей посидеть на берегу водоема с удочкой приятно удивляли меня своей кротостью, смирением, терпением, незлобивостью, доброжелательностью, готовностью делиться своими рыбацкими секретами, наживкой, куском хлеба.
Лично для меня большой радостью стало то, что родители – сын Федор и сноха Наташа –отпустили со мной в крестный ход внука Артемия, 11 лет. Мы с ним вместе шли, вместе трапезничали, вместе ночевали в палатке. Я видел его терпение, выдержку, и это меня сердечно радовало. Он молился вместе со всеми (а крестный ход – это прежде всего соборная молитва). Он не хныкал и не просился домой. Глядя на Тему, я вспоминал одну из самых любимых своих «Песню о друге» Владимира Высоцкого:

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит – как на себя самого,
Положись на него.

А ведь крестный ход –  это тоже битва. Только духовная. Преодоление себя, своей лени, искушений.
В этом же году уже после крестного хода мы с Темой были на рыбалке на Оби. Он научился надевать на крючок наживку, забрасывать снасть и вовремя подмечать поклевку. И каждый раз просил: «Деда, помоги снять рыбу с крючка!» В общем, можно сказать, что Артемий стал и рыбаком, и крестоходцем!

Тему полюбили крестоходцы. Люди говорили: «Как здорово, что с нами идет молодое поколение, которое не даст упасть крестоходным хоругвям!» Ему и впрямь довелось некоторое время нести хоругвь. В Елбанке местные жители продавали пирожки с капустой и картофелем. Теме очень хотелось пирожок с капустой. Пока я размышлял, стоит ли покупать пирожок за сорок рублей и искал деньги, пирожки закончились. А на следующий день, когда мы уже прибыли в Коробейниково, поставили палатки и отправились по традиции на обед к иркутянке Елене, там среди прочих блюд оказались пирожки с картошкой и капустой. Так Божия Матерь услышала просьбу ребенка и исполнила ее. Уже на обратном пути один из крестоходцев на остановке в Алейске угостил Тему вкусным сливочным мороженым с изюмом, а другая крестоходка угостила его каким-то пирожным. В общем, всю дорогу отрок был окружен невероятной всеобщей любовью. И, конечно же, когда Тема уставал, его подвозили на своих автомобилях отец Петр, Николай Викторович, другие крестоходцы.

Уже пятый год со мной в крестном ходу идет сын моей сотрудницы Марины Коля. Начал ходить с десяти лет, а сейчас ему уже пятнадцать. За это время он возмужал, духовно окреп, стал самостоятельным: сам ставит палатку и выполняет все необходимое. И ни одного километра пути не проехал – все пешком! Мудры те родители, которые отправляют детей в крестный ход в любом возрасте, как отправляют уже несколько лет подряд сына Илью Крейдуны – отец Георгий и мама Екатерина Викторовна. Сегодня Илья уже семинарист. Иерей Димитрий Никитин привез в Усть-Пристань двух старших детей –сыновей Влада и Мишу, которые эти последние два дня шли с нами крестным ходом. Раньше приехать они не смогли. Крепкие духом, целеустремленные ребята: Влад обладает уникальным голосом, учится в музыкальном колледже в Москве, а Миша (ему 12 лет) занимается дзюдо в школе олимпийского резерва.

Еще одна крестоходка – Анастасия впервые оказалась в походе в начале десятых годов с двумя совсем маленькими детьми – Ярославом и Ильей. А сейчас Ярослав уже пономарит, Илья пока просто крестоходец, но очень шустрый, и добавились трое совсем еще малышей, которых Настя успела родить с тех пор и также берет каждый раз с собой. А директор воскресной школы храма Димитрия Ростовского Е.В. Лебедева водит в каждый крестный ход по многу детей вместе с родителями, где среди прочих участвуют мои внучата отроки Ира, Гоша, младенцы Саша и Катя под бдительным присмотром мамы Влады. Дети искусаны комарами, но бодры и веселы.

Много детей движется в колонне: маленькие едут в детских колясках, большенькие идут своими ножками. Идут ко спасению и вечной жизни.

Еще о пирожках

В Калманке, где мы стояли на берегу реки за селом, за ужином нас также угощали пирожками. Как объявил епископ Роман, «сегодня годовщина одного благочестивого паломника и крестоходца приснопоминаемого Александра из Рубцовска, которого похоронили год назад». Тогда владыка Роман ездил на похороны в Рубцовск также во время крестного хода. И вот супруга покойного привезла для крестоходцев восемьсот пирожков, которые были съедены за ужином! А утром после Литургии была совершена лития о блаженном упокоении р. Б. Александра и весь крестный ход молился о покойном! Вот так любящая супруга оказала несомненную пользу своему мужу в тех весях, где он сам себе помочь уже не может.

Из глубины

Идут люди с иконками на груди, молятся. У каждого свое заветное желание. А кто-то и благодарит Господа и Богородицу за уже содеянные милости, за саму жизнь. Меня как-то поразило стихотворение Омара Хайяма:

Один не разберет, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мед,
Дай хлеба одному – навек запомнит…
Другому жизнь пожертвуй – не поймет…

Чувство благодарности – свойство благородного характера. Увы, не так часто встречающееся. Когда Господь исцелил десять прокаженных, а к Нему вернулся лишь один из них, пал ниц к ногам Его, громким голосом прославляя Бога, и тот был самарянин, не зря Господь воскликнул: «Не десять ли очистились? Где же девять?» (Лк. 17, 17).

Во время движения разговорился с одной скромной, милой девушкой Анастасией. Она с Байкала, живет в поселке на БАМе, помогает родителям в качестве дизайнера, а обучалась этой профессии в Новосибирске. И вот прибыла в такую даль с группой новосибирцев – на Алтай. Конечно же, не случайно.

Есть у нее заветная просьба. Какая – прямо не сказала. Но, думаю, не ошибусь, если предположу, что скромная православная девушка молитвенно просит Божию Матерь помочь ей в устройстве семейной жизни. И Она обязательно поможет Насте, как помогала и помогает многим другим, с верой и любовью притекающим к «честнейшей Херувим и славнейшей Серафим». Как помогла художнику-иконописцу Анастасии Поповой обрести мужа Василия: они повенчались 23 июля в Знаменском храме. Оба крестоходцы. Василий шел весь крестный ход с хоругвями. Теперь фамилия у Насти Сафронова. По словам отца Павла Тайченачева, фамилия «дворянская». Возможно также казачье происхождение. В переводе с греческого «Софроний» означает «мудрый». Совет да любовь, дорогие молодожены!

А вот Наталья из Новосибирска уже замужем. Но у нее другая беда: муж пьет. Она молилась в одном из новосибирских храмов Божией Матери перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша», и кто-то из прихожан посоветовал ей: «А ты сходи в крестный ход к чудотворной иконе Божией Матери в Коробейниково!» И она пошла, уповая на чудо. И это чудо, несомненно, случится в ее семье!
Начинающий пчеловод Игорь из Мамонтово второй год в крестном ходу разливает воду жаждущим крестоходцам. Ему помогают двое собственных сыновей и дети иерея Виталия Скворцова. В прошлом году он переживал, как там его пчелы целую неделю без хозяина будут? Оказалось, прекрасно себя чувствовали: и хороший медосбор дали, и роились – вдвое увеличилось число семей. Подтверждается истина: если что оставить на попечение Божие, все будет в порядке. Я и по собственному опыту это знаю.


Молимся о Святой Руси и о Победе

За каждой Божественной литургией архипастыри возносили к Богу молитву о Святой Руси, о даровании нам Победы. Впервые эту молитву сотворил Святейший Патриарх Кирилл  25 сентября 2022 года за Литургией в Александро-Невском скиту близ Переделкина:

Господи Боже сил, Боже спасения нашего, призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея.
Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу.
Верным чадам Твоим, о единстве Русския Церкви ревнующим, поспешествуй, в духе братолюбия укрепи их и от бед избави. Запрети раздирающим во омрачении умов и ожесточении сердец ризу Твою яже есть Церковь Живаго Бога, и замыслы их ниспровергни.
Благодатию Твоею власти предержащия ко всякому благу настави и мудростию обогати!
Воины и вся защитники Отечества нашего в заповедех Твоих утверди, крепость духа им низпосли, от смерти, ран и пленения сохрани!
Лишенныя крова и в изгнании сущия в домы введи, алчущия напитай, недугующия и страждущия укрепи и исцели, в смятении и печали сущим надежду благую и утешение подаждь!
Всем же во дни сия убиенным и от ран и болезней скончавшимся прощение грехов даруй и блаженное упокоение сотвори!
Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, возстави паки во всех странах Святой Руси мир и единомыслие, друг ко другу любовь обнови в людях Твоих, яко да единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Единому Богу в Троице славимому. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Я специально привел текст молитвы. В ней прямо сказано, что Церковь молится о мире, единомыслии и любви, но этот мир достижим только через победу над укронацизмом, ослепленным в своей окаянной ненависти к России. Поэтому Святая Церковь молится о победе русского оружия. Российское государство является естественной защитницей Церкви, ее иммунитетом. Генезис тысячелетнего русского государства восходит к Православию. После Крещения Руси именно Русская Православная Церковь поддерживала и развивала государственные институты и постепенно из разрозненных восточнославянских племен стал формироваться единый русский православный народ во главе с единым великим князем, позднее царем, императором и т.д. вплоть до сегодняшнего Президента. И даже главный исторический источник, на который до сих пор опираются историки, – «Повесть временных лет» – создал преподобный летописец Нестор, монах Киево-Печерской Лавры. И пока русский народ будет хранить истинную веру, наше государство непобедимо, потому что Бог своих не бросает! Да и не осталось на планете другого достаточно могучего народа, кроме русского, который способен был бы православную веру хранить и свидетельствовать.

О преображении

Попытку осмыслить крестный ход как церковное явление сделал епископ Антоний в своей проповеди на Литургии в Бураново:
– Дорогие братья и сестры! Сегодня второй день нашего пути. Самое время поразмышлять о том, зачем мы идем? Уверен, что у каждого из собравшихся есть какой-то свой внутренний мотив, но мы с вами в Церкви Христовой, которая призвана жить одним духом, одним стремлением. И, мне кажется, очень важно осознавать, что за всеми внешними тяготами пути, трудностями нашего быта мы должны видеть самое главное. А главное – это желание внутренне стать другим человеком. И когда мы начинаем шествие из одной точки в другую, мы не просто с вами туристы, не просто люди, которые решили подвергнуть себя какому-то экстриму, мы с вами люди верующие, совершающие крестный ход. И смысл крестного хода, одного из древнейших установлений церковных, заключается в том, что человек, проходя этот путь, призван к внутреннему изменению. Крестный ход – это молитва. В этой молитве мы просим у Господа, чтобы Он открывал нам наши сердца, чтобы мы увидели, что в нас есть на самом деле. И те неизбежные столкновения, трудности, которые происходят в пути, в общении с окружающими, просто внутренние переживания – все это должно быть подвергнуто у нас духовному измерению. И за всеми реакциями на окружающую нас действительность мы должны видеть то, что внутри нас заставляет так реагировать, что заставляет раздражаться, иногда грубить друг другу, иногда вместо молитвы предаваться некоему празднословию и праздномыслию во время пути, что заставляет нас думать о чем-то земном более, чем о небесном.

Крестный ход – это удивительная возможность для каждого из нас вот это самое земное оставить. Оставить ради пути, в который мы с вами отправились, ради Божией Матери, Ея чудотворного образа и поразмыслить о себе. И Господь, как любящий отец, нам обязательно откроет эту тайну. Тайну того, что происходит в нашем сердце, того, что в нас требует исправления, требует перемен, то есть покаяния. Хочу всем нам пожелать на этом пути обязательно измениться, хоть в самой малой мере стать другими людьми.
И очень важно, чтобы в нашем сердце была благодарность. Благодарность Богу и людям, тем, кто трудится над этим и дает нам возможность вот так открывать свое сердце навстречу Богу.
Верить и творить Христа ради

Из проповеди епископа Романа:
– Святой апостол Павел нам напоминает, что наша «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17). Но кто может услышать, если нет благовествующего? Если нет того, который показывает пример веры? Если нет тех людей, которые правильно поступают, по вере? Потому что многие люди не понимают, что делать. Говорят, я в душе верую, а что делать, не знаю. И апостол Павел говорит, цитируя пророка Исайю: «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим, 10, 15). И ныне, братья и сестры, благовествующими Господь поставил нас. На время, конечно, не навсегда. Но хоть на малое время Он сделал нас своими апостолами, посланниками. На нас смотрит весь мир: что мы делаем? Мы имя Христово несем в устах, может, не всегда в уме и сердце, но хотя бы в устах у нас имя Христово. И это мы всему миру показываем.
Самая главная наша забота, чтобы Христос был не только в устах наших, но и в сердцах, в разуме и во всех наших поступках, которые мы творим. А делать мы должны все ради Христа. Если так, то тогда и не согрешишь, как говорил один святой отец: «Начинаю что-нибудь делать и сразу думаю: а могу я это сделать ради Христа?» Если это откровенно грешно, то оно и не может делаться ради Христа. А если дело доброе, то ради Христа оно спорится и все будет хорошо!

«Главное сегодня совершается здесь»

Из проповеди владыки Антония:
– Святыми отцами было сказано, что никто не может спастись в одиночестве. И Господь утверждает Свою Церковь, собирая народ Божий, призывая нас к единению простыми словами: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Сегодня мы в послании апостола Павла слышим слова про избранных, про тех, благодаря которым стоит мир. Русский народ сложил очень простую поговорку: «Не стоит село без праведника». Апостол Павел вспоминает времена пророка Ильи, когда ради семи тысяч верных, кто не поклонились идолам, Господь сохранил израильский народ. Так и мы часто, рассуждая о нашей стране, особенно в такие непростые периоды, как наш, говорим о том, что Господь и Матерь Божия хранят землю русскую, что Святая Русь действительно оплот веры в безумном мире. И мы с вами наследники этой удивительной традиции Святой Руси. Но сегодняшнее Евангелие должно обратить наши мысли к тому, что то наследие, которое мы имеем, – это прежде всего огромная ответственность. Господь сегодня очень грозно говорит о городах, в которых он совершил больше всего чудес в Евангелии. Но и в этих городах люди не вышли во множестве, чтобы пойти за Христом. И тогда говорит Господь: «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» (Мф. 11, 21). Так и с нами – если мы не храним наследие Святой Руси, то горе нам. Мы сегодня переживаем потрясения. С одной стороны, мы много говорим, что это влияние внешних сил. Но так могут рассуждать люди, не имеющие духовного измерения. А для нас с вами те потрясения, которые мы переживаем, дают повод обратиться к своей жизни, к самим себе. Та брань междоусобная, которая происходит, есть не что иное, как попущение Божие. У любой войны есть всего одна единственная причина – человеческий грех. И каждый из нас вокруг себя, в своей жизни либо умножает грех, либо борется с ним и умножает вокруг себя благодать. И если говорить о том, что же нам нужно сегодня, чтобы это поскорее закончилось, то нам нужны прежде всего покаяние и молитва.

И наш крестный ход кажется сегодня особенно важным и имеет вот такое измерение. Мы с вами приносим Богу личное покаяние и молимся о судьбе Руси, о народе нашем, о наших воинах, претерпеваем какие-то трудности пути с мыслью о наших воинах, которым сегодня приходится очень непросто. Многие из наших священнослужителей бывают на передовой и рассказывают, как там по-настоящему бывает трудно и страшно. В условиях войны в человеке обнажается все самое плохое и самое хорошее. И если человек обращен к Богу, имеет способность к покаянию и анализу себя, то он с этим справляется. А если человек не имеет духовного измерения, он может превратиться из человека в зверя. И наша молитва о воинах – это не только молитва о том, чтобы они все живыми вернулись домой, это еще молитва о том, чтобы они вернулись неповрежденными, чтобы сохранили в себе человека, сохранили христианина, способного прощать, проявлять милосердие к поверженному врагу. Мы обращаемся сегодня с молитвой на нашем крестном пути ко Господу, чтобы Господь явил свою милость. Мы можем сколько угодно бить себя в грудь и говорить, что мы – богоизбранный народ, но пусть история того богоизбранного народа, о котором мы читаем в Ветхом Завете, будет нам таким напоминанием. Никакая богоизбранность не поможет нам, если мы не сохраним традиции Святой Руси, если мы в личной жизни не будем обращаться к Евангелию прежде всего. А уже во вторую очередь к каким-то своим измышлениям и желаниям.

Хочется всем в этом крестном ходе пожелать такое ощущение единства между собою, единство с нашими воинами, единство со всеми теми, кто сегодня переживает за то, что происходит, а не пытается как-то приспособиться или выгоду приобрести. И я уверен, что самое главное сегодня, что происходит в нашей стране, происходит не где-то там в высоких кабинетах, но совершается вот здесь, в таких крестных ходах, как наш. И пусть эта ответственность сопровождает нас на пути. Пусть наша молитва будет обязательно особенной. Аминь!

«И обрящете покой душам вашим»

Из проповеди владыки Антония:
– Каждый раз, отправляясь в крестный ход или совершая какой-то духовный подвиг, многие из нас ставят перед собой какую-то цель, что-то хотят для себя понять, ответить на какие-то вопросы. И это справедливо: от Господа стопы человеческие исправляются, и Господь, действительно, просвещение мое (Пс. 26). Апостол Павел говорит: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Кто поймет, кто изъяснит ум Господень!» (Рим. 11, 33). И когда мы воцерковляемся, начинаем читать Евангелие, святых отцов, с нами происходит такая перемена: мы вдруг начинаем во всем разбираться, все понимать. Всегда готовы ответить на любые вопросы, всегда понимаем причинно-следственные связи, почему с тем или иным человеком такое произошло. На самом деле это наше «знание» есть безумие. И слова апостола Павла: «Кто может изъяснить ум Господень» – о том говорят. Да, мы можем видеть явно, что человек грешит, но мы не знаем, как человек кается. Мы не знаем, что у него на сердце. Мы не знаем всех замыслов Божиих о каждом конкретном человеке. Духовная жизнь – это путь, в котором человек должен постоянно подвергать сомнению свое понимание жизни и свое понимание Бога. Потому что Господь открывается нам в каждое мгновение жизни иногда с самых неожиданных сторон. И если мы хотим получить ответы на вопросы из своей личной жизни, то нам стоит научиться меньше смотреть по сторонам, меньше выносить суждений о жизни других людей и больше думать о себе, о том, какой я пред Богом, где Бог в моей жизни. Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Господь ясно сказал, в чем покой христианина: в кротости и смирении. Он не сказал: научитесь от Меня всезнанию, станьте мудрыми и давайте всем советы. А говорил лишь о кротости и смирении. И эта заповедь заставляет нас больше смотреть внутрь себя, своего сердца и там искать ответы на свои переживания. Да, жизнь человека многогранна, но каждого из нас ведет Господь. И в чем воля Божия? Она проста: в том, чтобы мы спаслись и достигли Царствия Божия. Ничего более. Эти пути могут быть разными, дорога – индивидуальной, но цель одна. При этом важно помнить, что мы можем выбирать между грехом и не грехом, а все остальное устрояется Промыслом Божиим, если мы доверяем Богу свою жизнь. Хочу пожелать всем нам этого самого покоя, о котором говорит Господь в Евангелии. Пожелать научиться в духовной жизни быть добрым человеком. Святитель Лука Крымский говорил: «Будьте чуть добрее, чем это принято в окружающем мире. И это уже будет очень много». И я надеюсь, что в этом крестном ходе мы научимся быть чуть-чуть добрее.

Община

Не могу не сказать несколько слов о ближних, о группе близких по духу и симпатичных друг другу людей, которые стараются держаться вместе: ставят рядом палатки, вместе молятся, трапезничают, порой из одной чашки и одной ложкой, помогают друг другу. И даже имеют своего духовника! Таковым у нас уже много лет является отец Петр Лисицкий, удивительный батюшка, рыжая борода, лысоватый, невысокого роста, улыбчивый, общительный, говорит простыми словами, «вышел он весь из народа», как поется в революционной песне, но невероятной харизмы, то есть привлекательности человек. И с ним матушка Елена. В нашей группе также были добрейший отец Роман Артемюк из Михайловки (храм Архистратига Михаила), Екатерина (поет в храме Иоанна Предтечи), послушник Николай Викторович (душевнейший человек, готовый ради ближнего снять с себя последнюю рубашку), отроковица Мария и еще одна бодрая бабушка (все из Михайловки). Далее добрейший Геннадий Игнатьевич (из Логовского), Коля Боровиков, мой внук Тема, Костя, Олеся, Евгения Семакова с племянницей, Юлия, Ольга, Марина, Елена с дочерью, почтальон Владимир (эта группа братьев и сестер из молодежной организации «Невские», собор Александра Невского). На утренних и вечерних молитвах к нам присоединялось довольно много народа, которые с нами не трапезничали, но любили соборно молиться и исповедоваться у отца Петра и отца Романа. Не могу не выразить благодарность всем названным отцам, братьям и сестрам за общение, терпение и любовь, которые они проявляли друг ко другу, в том числе ко мне, внуку Теме и Коле Боровикову – двум моим подопечным. Без них мне было бы намного тяжелее. Все-таки человек, как любят говорить психологи, существо социальное. В Церкви образнее и проще говорится: «стадо», «овцы», которым нужен «пастырь». А Пастырь, который незримо всегда с нами – это Господь наш Иисус Христос, Который сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

Праздник

Рано или поздно, но всякий путь кончается и наступает финал. И он пришел в субботу, 1 июля, под непрестанный звон колоколов, когда крестный ход, где было уже не менее тысячи паломников (для сравнения: на второй день пути, по подсчетам организаторов, шли около 500 человек, но позднее люди присоединялись, особенно активно в Усть-Пристани, в Елбанке и в последний день пути), вошел в село Коробейниково и устремился к храму, чтобы припасть и поклониться Заступнице, Царице Небесной, Ее чудотворному образу.

Крестоходцы поставили палатки на территории у храма, после чего, не теряя времени, потрапезничали у гостеприимной иркутянки Елены, посетили святой источник, где трижды окунулись в ледяную воду. Потом была исповедь, вечернее праздничное всенощное бдение.

А 2 июля, в первое воскресенье месяца, Богородице-Казанский мужской епархиальный монастырь села Коробейниково отметил престольный праздник.

В этот день в храме было совершено три Божественных литургии: в полночь, за которой молились участники Всероссийского юбилейного 25-го крестного хода «Барнаул–Коробейниково», ранняя Литургия в 4 часа утра и поздняя Литургия в 9 часов.
Ночную Литургию возглавил епископ Волгодонский и Сальский Антоний. Позднюю совершили митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, епископ Рубцовский и Алейский Роман, епископ Славгородский и Каменский Антоний в сослужении игумена обители Авеля (Тысячного), братии монастыря в священном сане, сонма духовенства.

Из-за большого числа прибывших в обитель паломников (около трех тысяч) богослужение совершалось под особым навесом перед крыльцом храма, а святой Коробейниковский образ Божией Матери был размещен на специальном постаменте на улице.
Песнопения исполнял хор Покровского кафедрального собора г. Барнаула, регент – Юлия Никишина.

После богослужения по случаю престольного праздника был совершен крестный ход вокруг обители с чудотворной Коробейниковской иконой.

Далее было провозглашено многолетие Святейшему Патриарху Кириллу и служащим архипастырям с их богоспасаемой паствой, а затем владыки преподали молящимся свое благословение. И, конечно, митрополит Сергий поздравил всех с праздником и сказал собравшимся напутственные слова:

– Сердечно поздравляю всех с праздником Коробейниковской иконы Божией Матери, с воскресным днем и с престольным праздником этой святой обители! Мы собраны сюда у иконы особой благодатию Пречистой Девы Богородицы, которую Господь прославил «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», и Она собирает нас уже 25 лет кряду на этот многокилометровый, многодневный и многонациональный крестный ход. От нас зависит, что народу не убывает, но постепенно обновляется состав крестоходцев, среди которых появляется много детей и молодежи. И это говорит о том, что сие начинание – благое и этот обычай становится доброй традицией и впитывается в сердца людей с самого раннего возраста, а, значит, у него будет жизнь и продолжение. Дай-то Бог! И всему этому причина – Пресвятая Богородица, чудотворный образ Которой здесь предстоит с нами, как бы Сама Пречистая Дева с нами живая сущая пребывает, ходит с нами и, конечно же, несет наши немощи, наши грехи изглаждает, дает нам прощение и благодать. Многоразличные чудесные случаи, которые сопровождают крестный ход, а также случаются с людьми, приходящими сюда, в любое время года, свидетельствуют о том, что воистину во Успении не оставила мира Дева Богородица и избавляет от смерти души наши, смерти не только временной, которой мы обязаны отдать долг, а главное – смерти вечной. Избавляет нас от мучений и тьмы кромешной, в которые влечет нас враг рода человеческого, возбуждая ненависть, вражду, войны и многоразличные преступления против божественных заповедей и законов природы. Поэтому мы всегда должны быть чуткими к зову Пресвятой Богородицы, и Она непременно будет сопутствовать нам во всей жизни нашей.

Сегодня, собравшись здесь с сонмом архиереев, священников, многочисленных паломников, мы радуемся радостью, которую никто не может нам объяснить, никто не может у нас отнять. Это радость сугубо личная, индивидуальная, сокровенная, тайная, сердечная, и она дает нам вот эту особенную благодать, которая в течение года будет поддерживать нас, будет давать нам силу, крепость, подвигать на молитвы и добрые дела. И все, кто хоть однажды побывал в крестном ходе к Коробейниковской иконе Божией Матери, уже не остаются равнодушными к этому поистине неотмирному, можно сказать, вселенскому событию, как этот крестный ход. Дай Бог, чтобы нам в следующем году снова в мире, благодати и благословении Божием при хорошей погоде, как и сегодня, и вчера, и третьего дня совершить крестный ход следующего года в добром здравии. Чтобы все дожили и собрались снова, привлекая все новых и новых людей, которым также полезно этот подвиг совершить.

Хождение крестным ходом – это подвиг. Даже если кто-то пройдет крестным ходом один день и в этом дне несколько часов, и тот не будет лишен благодати по слову Евангелия: «И пришедшие около одиннадцатого часа (то есть последними) получили по динарию» (Мф. 20, 8), как и нанятые первыми, которые понесли тяготу и зной от самого первого часа. Это не значит, что мы можем лениться и приходить только в конце. Многие из вас так и делают, но Господь милует нас, немощных, Пресвятая Пречистая Дева Матерь явными Своими знаками дает нам понять, что мы еще не лишены Ее заступничества и благодати. Да хранит Господь и Матерь Божия как здесь присутствующих, так и нам сочувствующих и даже враждебно против нас настроенным подаст прощение, потому что Господня благодать и любовь Божия покрывает множество грехов.

Не мной замечено, что русский народ не очень любит начальство. Почему? Потому что оно, начальство, призывает к порядку. А мы все время стремимся жить кое-как, беспорядочно. И вот тут начинаются противоречия, которые даже заканчиваются различными мятежами и смутами, в которых ни в коем случае православный христианин  участвовать не должен, ибо это есть действо дьявола, а мы добрым своим отношением и к властям предержащим, и ко всем братьям и сестрам должны свидетельствовать миру, что являемся учениками Христовыми. Господь нам дал такой наказ: «По тому узнают все, что вы действительно Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Это главное, к чему мы должны стремиться. Даже в жуткое время пандемии, когда нас разлучали друг с другом под видом заботы о нашем здоровье, не разрешали заходить в села, слава Богу, Господь все это посрамил. Безусловно, болезнь была, но она не должна в нас возбуждать ненависть, а, напротив, учить состраданию. Аминь!

Сердечно благодарю всех участников крестного хода, а также сегодняшнего праздничного богослужения!


Владимир Клименко, Алтайская миссия