Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Завадовский Николай Яковлевич, священник

Завадовский Николай Яковлевич, священник

  • Биография
       Родился в 1870 году в селе Тынское Нарымского края Томской губернии в семье священника. В 1890 году окончил курс Томской духовной семинарии по 1-му разряду. В 1891 году рукоположен в священника к Иннокентиевской церкви села Вороновское Уртамской волости Томского уезда. С 1 ноября 1893 года исполнял обязанности наблюдателя за церковно-приходскими школами в благочинии №5 Томской епархии. 1 февраля 1894 года освобожден от должности наблюдателя в благочинии №5 и назначен наблюдателем за церковно-приходскими школами в благочинии №4. С 23 марта 1894 года назначен духовником Томской духовной семинарии и настоятелем домовой церкви при Томской духовной семинарии.
       С 1900 года - настоятель церкви во имя святителя Иннокентия Иркутского при Томской духовной семинарии. С 1901 года состоял членом экзаменационной комиссии по испытанию священно-церковнослужителей по священнической, диаконской и псаломщической программе. Был членом Томского епархиального ученического совета, епархиального попечительства о бедных воспитанниках Томской духовной семинарии, духовником этой семинарии и законоучителем в младших классах Томского епархиального женского училища и образцовой церковноприходской школы при семинарии. С 27 сентября 1915 года был казначеем Комитета Томского благотворительного общества в пользу раненых воинов.
       С декабря 1919 года до 20 мая 1920 года находился в Томском Алексеевском монастыре. Закрытие монастыря в апреле 1920 года "проводилось бестактно, не учитывая религиозных чувств и настроений. Помимо монашествующих, в помещении монастыря находилась школа, в которой обучалось до 200 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Несмотря на это, община получила распоряжение от уездного Ревкома освободить монастырь в течение двух дней. Мало того, что указанный срок делал нормальное переселение совершенно невозможным, оно ещё пришлось на дни Пасхи, праздника, особо чтимого всеми верующими. В своем протесте против действий властей отец Николай Завадовский, председатель общины, указывая на эти моменты, писал: «Издавна, тысячелетия дни страстной недели и Пасхи являлись днями религиозных настроений. Дни поста и молитвы для верующих не пустой звук, а настоящая потребность души и сердца. Члены общины говеют, исповедуются, причащаются. Проводят время вдали от житейской суеты, в раздумьях, в душевном равновесии. Это дни душевного очищения, дающие силу и успокоение на целый год. В это время поступает требование убраться священникам из помещений, когда все и вся должны обращаться к Церкви, когда путь службы церковной посвящен воспоминаниям далеких событий, священных для каждого верующего. Священники почти целые дни и ночи в церквях, с ними толпы исповедующихся ... И в это время предлагается им искать квартиры, устраивать свои земные дела, бросить заботу о молящихся . . . Как будто нарочно сделано так, чтобы омрачить спокойствие».
       Затем переехал в село Павловское под Барнаулом. В 1921 году был осужден Алтайским Губчека на один год, так как он в 1905 году посещал собрания Союза русского народа. В конце того же года он освобожден по амнистии. В мае 1923 года арестован органами ГПУ, освобожден через три месяца. В 1924-1926 годах служил в селах Подстепновском и Гоньбе недалеко от Барнаула. В мае 1926 года был переведен в Барнаул и назначен настоятелем Знаменского собора и благочинным барнаульских церквей. 13 июля 1927 года был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации, после следствия его дело было передано на рассмотрение Тройки при Секретном отделе ОГПУ.
       Из обвинительного заключения от 15 июля 1927 года: «Завадовский Николай Яковлевич с 1894 года был духовником Томской семинарии, состоя духовником, Завадовский проявил себя, как ярый черносотенец, вступил в члены союза русского народа, где принимал деятельное участие. Чтоб выслужиться перед епископом Томским Макарием, Завадовский занимался систематическими доносами на семинаристов, а так же состоял экзаменатором образцовой школы при Томской семинарии, сам лично вербовал семинаристов в Союз русского народа. В 1905 года Союз русского народа в городе Томске устроил демонстрацию с благословения епископа Макария и при участии Завадовского, в которой был совершен погром и поджоги... В связи с вспыхнувшим Чумышским восстанием, Завадовский вел агитацию против Советский власти, группировал около себя зажиточную часть населения и распространял среди населения контрреволюционную литературу, за что Алтайской Губчека был осужден на один год концлагеря.
    В июне месяце 1923 года, в момент обострения международного положения, в связи с посланной СССР нотой Керзона, Завадовский среди населения села Павловска распространял провокационные слухи: что вот Англия предложила советской власти передать власть в другие руки, и что коммунистам скоро будет петля. В это же время Завадовский у себя на квартире собирает иоанитов и распространяет среди них провокационные слухи контрреволюционного характера.
       В 1926 году в связи с событиями на Востоке и выделением оппозиционной группы компартии, Завадовский ведет агитацию, что на Востоке группируется против советской власти наши генералы Семенов и другие войска, которые вместе с Чан-Цзо-Лином рассчитаются с коммунистами, говоря об этом Завадовский добавляет: "наступило время, что господь услышал нашу молитву и избавит нас от этих насильников". В разговорах с прихожанами, по отношению возникшей в компартии оппозиции говорит: "коммунисты разбились на две партии, вожди оппозиции по отношению к ЦК заняли непримиримую позицию - это признак, что коммунисты отцарствовались и, наконец-то, их разгонят". В связи с последними международными событиями Завадовский окрылен надеждами начала войны, а вместе с этим и надеждой на падение советской власти, вновь начал вокруг себя группировать лиц, враждебно настроенных к советской власти торговцев, в разговоре с которыми, говорил: "много мы терпели, но не далеко то время, когда придет и забвение от этих извергов веры христовой и Русь святая вновь воспрянет от всем ненавистного ига варваров-большевиков". Привлеченный в качестве обвиняемого по настоящему делу Завадовский Николай Яковлевич виновным себя не признал и показал: "контрреволюционной агитацией не занимался и таковую не вел, членом русского не был, но собрания такового всегда посещал"».
       23 сентября 1927 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к высылке в Сибирь на три года с последующим лишением права проживания в некоторых местностях СССР в течении трех лет. 24 октября он был отправлен в Канский округ. Вновь арестован 7 февраля 1933 года в Бийске, 8 апреля 1933 года осужден по статье 58-2, 58-10, 58-11 УК РСФСР судебной Тройкой при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 11 апреля 1933 года в городе Новосибирске.
       19 декабря 1957 года дело прекращено Алтайским краевым судом за отсутствием состава преступления. 4 июля 1993 года реабилитирован по делу 1927 года прокуратурой Алтайского края.


    Источники:

    1. База данных репрессированных священнослужителей и монахов (монахинь), имевших отношение к Алтайскому краю по месту рождения, служения, заключения или кончины.

    2. Гришаев В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. С.76, 80.

    3. https://drevo-info.ru/articles/13677226.html