Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Битков Василий Дмитриевич, священник

Битков Василий Дмитриевич, священник

  • Биография
       Родился в 1895 году в селе Кошкино Нижегородской губернии. Проживал в селе Старобелокуриха Алтайского района. Служил с 1932 года. Семейное положение отца Василия в 1935 году: жена - Надежда Ивановна, детей нет. Проживал отец Василий с женой в церковной сторожке. Там же проживал престарелый и больной монах Архип Васильевич Жуков.
       4 октября 1935 году церковь в селе была закрыта, а ее здание решено было передать под засыпку зерна. В этот день председатель сельсовета Попов совместно с членами сельсовета "принимал" церковь, только что закрытую и предназначенную теперь для засыпки хлеба нового урожая. По окончании "приемки" председатель Попов зашел к священнику Василию Биткову в церковную сторожку и обнаружил у него в кладовой 13 мешков пшеницы и овса. Хлеб, как выяснилось, принадлежал одному крестьянину-единоличнику, Шматову, который, уезжая в город на базар, наказал своей жене сдать его на элеватор в счет налога. Но у жены хлеб не приняли по причине засоренности, и она на время завезла его к священнику, посчитав, что хлеб будет там сохраннее. Шматов, вернувшись, забрал свой хлеб и сдал на элеватор. Но председатель Попов решил, что хлеб был спрятан в церковной сторожке, чтобы избежать сдачи его государству и доложил об этом случае начальнику РО НКВД, а также первому секретарю райкома Колегову.
       Вскоре после этого 12 октября 1935 года отец Василий и престарелый и тяжело больной Архип Васильевич Жуков были арестованы и доставлены в Районное отделение КПЗ. Жуков, ("чахлый седой старик") был вскоре освобожден под подписку о невыезде. Из обвинительного заключения от 12 октября 1935 года: "По сведениям Алтайского РО НКВД в Старо-Белокурихе почти совершенно прекратили сдачу хлеба государству в связи с тем, что священник Битков проводит активную к/р агитацию против хлебосдачи... Установлено, что Битков совместно с проживающим в церкви монахом Жуковым, используя религиозные убеждения населения из числа единоличников, среди последних вели а/с агитацию против хлебосдачи, тем самым организовали саботаж. Благодаря активной работе сельсовета, единоличники с 1 по 9 октября сдали государству 25 процентов годового плана. Однако после того, как 5 октября церковь была закрыта под засыпку зерна, Битков без разрешения сельсовета стал собирать у себя на дому верующих, и после этого хлебосдача совершенно прекратилась. Если до 7 октября хлеб поступал до 200 центнеров в сутки, то после сборища у Биткова — не более 15 центнеров. Обвиняемый Жуков, создав себе авторитет "святого" человека, привлекал крестьян и наряду с обсуждением религиозного учения вел антисоветскую агитацию против хлебосдачи и о кончине Советской власти... Будучи антисоветски настроенным, Битков в период хлебосдачи государству в 1935 году, используя религиозные чувства верующих, проводил агитацию за невыполнение гособязательств по хлебосдаче единоличниками... Способствовал единоличнику Шматову в укрытии от сдачи 13 мешков пшеницы и овса в своей квартире. В результате проводимой Битковым контрреволюционной деятельности плана хлебопоставок по единоличному сектору на 1 октября 1935г. был выполнен лишь на 27 процентов, тогда как по колхозам к этому времени — уже на 100 процентов... Приговорить: Гр-на Биткова В.Д. на основании ст.58–10 ч.1 УК РСФСР подвергнуть лишению свободы сроком на 5 лет в ИТЛ. Приговор окончательный, но может быть обжалован". Отец Василий виновным себя не признал: "Когда церковь взяли под засыпку зерна, я говорил председателю сельсовета, что если религиозная община ее отдаст, я возражать не буду. Против сдачи хлеба государству не агитировал никого".
       Он подал кассационную жалобу в Верховный Суд РСФСР.  Когда отец Василий уже находился в Ахпунском отделении Сиблага в Кемеровской области, пришел ответ на его кассацию. Специальная Коллегия Верховного суда РСФСР решением от 31 марта 1936 года определила: "Приговор суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд иного состава со стадии судебного следствия". В Сиблаг пошло срочное распоряжение: "З/к Биткова В.Д. немедленно вместе с личным делом передайте в Старо-Кузнецкую тюрьму, списав как убывшего в распоряжение начальника Бийской тюрьмы. С первым маршрутом отправьте его туда"
       16 июня 1936 года состоялось новое заседание Выездной сессии Спецколлегии Западно-Сибирского краевого суда, но в судебное заседание никто не явился. Отец Василий Битков в Бийскую тюрьму не был переведен. Свидетели не явились по неизвестным причинам. Было решено: "Дело слушанием отложить". Следующее заседание было назначено на 14 августа 1936 года в селе Смоленском. 14 августа 1936 года выездная сессия Западно-Сибирского краевого суда постановила рассмотрение дела отложить, из-под стражи освободить под подписку о невыезде . Но в суд был доставлен лишь о.Василий Битков, а Жуков и свидетели снова не явились. Спецколлегия определила: "Учитывая, что за неявкой в судебное заседание Жукова и свидетелей по делу, последнее уже вторично откладывается, и учитывая, что необходимость дальнейшего содержания под стражей до суда подсудимого Биткова В.Д. интересами дела не вызывается, меру пресечения Биткову В.Д. - содержание под стражей отменить под подписку о невыезде из Старо-Белокурихи. Из-под стражи немедленно освободить". Отец Василий был освобожден и направился в Старо-Белокуриху. По прибытии в Старо-Белокуриху отец Василий обнаружил, что семья за время его отсутствия переехала в Бийск. 23 сентября 1936 года отец Василий обратился в Спецколлегию с заявлением ускорить рассмотрение его дела и разрешить ему выезд из Старо-Белокурихи в Бийск к семье. В этом заявлении он подтвердил, что не считает себя ни в чем виновным. Ответа на это заявление в деле нет. На 13 ноября 1936 года в Бийске было назначено очередное заседание выездной сессии Спецколлегии по делу Биткова В.Д. и Жукова А.В. Но никто на заседание не прибыл. На телеграфный запрос председателя сессии о причинах неявки было отвечено телеграммой: "Обвиняемые и свидетели извещены через сельсовет. Причина, вероятно, разлив Бии и Катуни". 17 ноября та же история повторилась. Слушание было перенесено на 25 ноября. И опять никто не явился. Следующая сессия Спецколлегии состоялось 27 января 1937 года.  Однако из всех вызванных из Старо-Белокурихи прибыл лишь один свидетель, который, очевидно, по просьбе председателя сельсовета, дал такое объяснение неявке обвиняемых и других свидетелей: "Подсудимому Жукову уже 90 лет. Он совершенно слепой, по старости болен, не может ходить, все время лежит в постели, поэтому в суд явиться не может. Битков в данное время в Старо-Белокурихе не проживает, скрывается. Я лично перед вызовом в суд заходил на его квартиру... ".
       Сессия определила: "В отношении Жукова дело приостановить. Биткова определить в розыск через органы НКВД".
       Но отец Василий Битков объявился в Старо-Белокурихе сам -  возможно, он ездил к семье в Бийск и поэтому не мог явиться на суд 27 января.
       19 февраля отец Василий обратился с новым письмом к председателю Выездной сессии Спецколлегии: "Я отпущен Вами под подписку о невыезде из Старо-Белокурихи... До сих пор дело мое не разобрано. Прошу разобрать"
       23 марта 1937 года последовало телеграфное распоряжение председателя сессии начальнику Алтайского РО милиции: "Арестуйте Биткова, доставьте в Бийск в тюрьму 1 апреля. 2 апреля доставьте Жукова Архипа, в случае невозможности доставки представьте справку врача. Также доставьте свидетелей (перечислены 15 фамилий)". Очередное заседание сессии было назначено на 6 апреля.
       Отец Василий был арестован и доставлен в Бийскую тюрьму под конвоем. О Жукове же председатель сельсовета сообщил, что он, "по сведениям, видно, скончался". Из свидетелей на суд опять никто не явился. Сессия от 6 апреля 1937 года вынесла определение: "Дело слушанием перенести на май 1937 года в село Алтайское. Меру пресечения Биткову оставить прежней - содержание под стражей. Жукова объявить в розыск через органы НКВД"
       Отец Василий приговорен тройкой при УНКВД по Западно-Сибирскому краю 29 июля 1937 года к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Расстрелян 15 августа 1937 года в городе Бийске.
       Вдова Надежда Ивановна 15 июня 1957 года обратилась в УКГБ по Алтайскому краю с просьбой пересмотреть дело мужа и выдать справку о его смерти. Ей ответили, что он был осужден к 10 годам лагерей и, отбывая наказание, умер 19 марта 1946 года
    от цирроза печени.
       Реабилитирован 16 мая 1989 года прокуратурой Алтайского края. До реабилитации отца Василия Надежда Ивановна не дожила и умерла, не зная о его расстреле.

    Источники:

    1.    База данных репрессированных священнослужителей и монахов (монахинь), имевших отношение к Алтайскому краю по месту рождения, служения, заключения или кончины.

    2. Гришаев В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. С.129–135.