Слово архимандрита Серафима (Савостьянова) при наречении во епископа
3 декабря 2015 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Серафима (Савостьянова), наместника Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря Калужской епархии, во епископа Тарусского, викария Калужской епархии. При наречении архимандрит Серафим обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой!
Промысл Божий через соизволение Вашего Святейшества и Священного Синода призвал меня к служению в сане епископа — наиболее ответственному послушанию нашей Святой Православной Церкви. Всецело признаю справедливость слов священномученика Игнатия Богоносца о епископе, что «не сам собой и не через людей принимает он свое служение обществу верующих, и не из тщеславия, но исключительно по любви Бога Отца и Господа Иисуса Христа» (из Послания святого Игнатия Богоносца к Филадельфийцам).
Сегодня обуревают меня волнение души и смятение сердца при одной только мысли, что я вскоре буду причастным сонму архиерейскому и ступлю на стезю несения креста нового, еще неведомого мне служения.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, при наречении его во епископа сказал, что с возрастом все более осознает епископство не как почет и власть, а «как дело, труд и подвиг». Именно так понимая епископское служение, по-иному теперь осмысливаю слова апостола Павла: «Если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1).
Тот, кто находится на этом высоком служении, должен всегда являть любовь Христову, входить в положение каждого пасомого, сострадать ему, разделять с ним скорби.
Утешает меня в настоящий час упование на помощь Пастыреначальника Христа и твердая вера в то, что Он Сам избирает (Ин. 15:16) и Сам подает Свою благодать, которая, по слову Божию, обращенному к апостолу Павлу, совершается в нашей немощи (2 Кор. 12:9). Молюсь ко Господу, дабы и на архипастырском поприще Он не отвращал лица Своего от меня, как не оставлял Он меня Своею помощью и в моем пастырском служении.
Попечение Божие обо мне, грешном, проявлялось и через благочестивых наставников, которых Господь обильно посылал на моем пути. Они являлись для меня примерами подлинно христианской жизни, даруя бесценный пастырский опыт. С глубоким почтением обращаю слова сыновней благодарности Высокопреосвященному митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту за его отеческую заботу, сопровождавшую меня все годы моего пастырского служения. С особой теплотой мне хочется вспомнить и в Боге почившего архиепископа Людиновского Георгия (Грязнова), с которым на протяжении многих лет Господь судил мне трудиться в епархиальном управлении.
С особой благодарностью Богу я вспоминаю время своего служения в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. В стенах этой обители прошла большая часть моей монашеской жизни. Премудрый Промыслитель в начале монастырского послушания вел меня и немногочисленную тогда братию по пути многих трудностей, лишений и испытаний, но поддержка духовника обители схиархимандрита Власия (Перегонцева) помогла пережить то непростое время. Сравнивая жизнь монастыря в начале 2000-х годов и его нынешнее благоустройство и благолепие, всякий раз с благодарностью Богу повторяю слова псалмопевца: «Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Пс. 9:11).
Теперь, стоя на пороге уже архипастырского служения, всецело вручаю себя милостивому заступничеству Пресвятой Богородицы и уповаю на молитвенное предстательство перед Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом преподобного Серафима Саровского, преподобного Пафнутия Боровского, покровителя нашей обители и всей земли Калужской, и всех святых.
Смиренно прошу Вас, Ваше Святейшество, и вас, досточтимые и боголюбивые архипастыри, при возложении своих рук на меня, грешного, вознести святительские молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу. Да соделает Он меня достойным восприемником ниспосылаемой Им в Таинстве архиерейской хиротонии благодати, чтобы мое архипастырское служение стало жертвой, угодной Богу и душеспасительной для паствы, и послужило во славу Церкви Христовой.