Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА БИЙСКОГО И БЕЛОКУРИХИНСКОГО СЕРАФИМА 2023

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

ЕПИСКОПА БИЙСКОГО И БЕЛОКУРИХИНСКОГО

СЕРАФИМА

освященному клиру, боголюбивой пастве –

всем верным чадам Бийской епархии

Русской Православной Церкви

 

Истинная свобода – это постоянное пребывание в Боге

 

Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри,

боголюбивые миряне!

 

Одним из главных слов Евангелия является слово «свобода». Христос сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31–32). «Что есть истина?» – спрашивал Пилат у Христа перед тем как отправить его к разъяренной толпе книжников и фарисеев, жаждущих крови Спасителя, и не получил ответа. Истина стояла перед ним – Сам Господь Иисус Христос. Тот, кто во Христе, тот узнал истину и тот ‒ свободен.

Бог свободен в высшей степени, свобода – это одно из самых важных свойств Бога. Жажда свободы, заложенная в природе человека, неразрывно связана с образом Божиим, который он носит в себе. Инстинкт свободы – один из самых сильных в человеческом сердце, несмотря на падшую природу человека и даже на отпадение его от Бога. Свобода человека – это фундаментальная ценность христианства, принесенная им в мир и заложенная в основание всей европейской культуры.

В современном обществе постоянно говорится о свободе человека. Но, утверждая и легализуя свободу греха, современный западный либерализм совершает страшную подмену, соблазняя многих и многих. Преподобный Силуан Афонский пишет об этом так: «Люди хотят жить по своей воле и поэтому говорят, что Бога нет». Мы видим, как вместо свободы человеку навязывается непримиримая к инакомыслию тоталитарная по своему содержанию идеология, суть которой – вера в то, что человек своим разумом может устроить комфортную жизнь на земле без Бога. Идеи и требования этой идеологии признаются абсолютно непогрешимыми и возводятся в догмат. Свобода и право отдельных народов устроить свою жизнь на традиционных общественных и нравственных началах совершенно не принимаются, осуждаются и подвергаются жестоким нападкам.

Христос приносит в мир совсем другую свободу. Об этом божественном даре свободы, требующем от человека ответственности за свои дела и поступки, писал архимандрит Софроний (Сахаров): «Дар свободы превосходит нас. Мы не можем понести его, но мы ответственны за него перед Богом и нашим ближним.… Но, несмотря ни на что, Церковь продолжает проповедовать эту ничем и никем не ограниченную свободу, без которой мы не могли бы существовать как люди».

Любовь и свобода тесно взаимосвязаны. Любовь без свободы невозможна. Свобода без любви становится произволом. Если человек не способен любить, значит, он не свободен. Ему нужен Некто, Кто освободит его. Евангелие предлагает свободу человеку, но свидетельствует о его несвободе: грех сделал человека рабом, исказив его представления о Боге, о мире, о себе самом. Евангельская свобода – это свобода от рабства греху: «…всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 34–36).

Когда богатый юноша подошел ко Христу и спросил: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?», Господь ответил: «Соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). Это необходимое условие нашего спасения. В основе хранения заповедей лежит любовь: всем сердцем, всею душою и всем разумением – к Богу; и к ближнему своему – как к самому себе (см. Мф. 22, 37‒39). «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 40). Смысл и исполнение Богом данной человеку свободы ‒ в любви к Богу и ближним.

Через непослушание первого человека Адама грех вошел в мир и принес с собой хаос и смерть. Послушанием Небесному Отцу нового Адама, Христа, ‒ «даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 8) – совершилось восстановление богоподобной природы человека. В Своем Рождестве Господь умалил Себя для того, чтобы восстановить человека в его первоначальном богоподобном достоинстве. Признавая достоинство человека, Бог не хочет порабощать его ни силой, ни властью, ни величием и воплощается на земле в беззащитном смиренном Богомладенце.

Царя может поразить сила, мудреца – знания, богача – деньги, а что ищет Богомладенец среди людей?

Любовь. Это единственный дар, который человек может принести к ногам родившегося на земле Спасителя. Протопресвитер Александр Шмеман писал об этом: «…Рождество есть великое и радостное откровение о свободе человека, ибо Бога человек призван увидеть не в силе, могуществе и славе, а в смиренном Ребенке, в тайне смирения, и не подчиниться Ему он призван, а полюбить Его, принять в свое сердце, обрадоваться всей бесконечной красоте и глубине этого смирения».

Через это добровольное смирение любви Христовой мы усыновились Небесному Отцу и родились для Царства Небесного от Духа Святого, о чем Господь говорит в беседе с Никодимом (см. Ин. 3, 2‒8). «А где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). Чтобы наследовать жизнь Вечную, нужно не рабское исполнение закона, а благочестие по любви ко Христу.

Господь никого не привлекает к Себе насильно. Совершив великое чудо в стране Гергесинской, изгнав из двух бесноватых легион бесов и послав их в стадо свиней, в ответ на просьбу местных жителей покинуть их пределы, Он просто уходит (Мф. 8, 34). Для Спасителя важно не привлечь человека на свою сторону любой ценой, а дать возможность ему самому сделать сердечный выбор, потому что только наше свободное и искреннее произволение имеет настоящую цену в глазах Божиих.

Господь называет Своих учеников не рабами, но друзьями, призванными к соработничеству, постоянно предлагая им выбор: следовать за Ним или уйти, на что Петр отвечает: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6, 68). Смысл нашей духовной жизни в том, чтобы добровольно идти за Христом и возрастать в любви.

Только эта никем и ничем не ограниченная свобода в выборе добра делает человека способным вместить святую жертвенную Христову любовь, преобразующую мир: «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас… и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6, 27‒35). Авва Исайя Скитский сказал: «Истинная свобода – это постоянное пребывание в Боге». Как древо, насажденное при живительном потоке вод, любящий Бога человек восходит от силы в силу и приносит в свое время добрый плод: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23).

С Рождеством Христовым!

 

епископ Бийский и Белокурихинский

Рождество Христово

2022/2023 гг.

град Бийск