Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА БИЙСКОГО И БЕЛОКУРИХИНСКОГО СЕРАФИМА 2022

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

ЕПИСКОПА БИЙСКОГО И БЕЛОКУРИХИНСКОГО

СЕРАФИМА

освященному клиру, боголюбивой пастве –

всем верным чадам Бийской епархии

Русской Православной Церкви

 

Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри,

боголюбивые миряне!

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

«Свет Христовой любви да просвещает всех!»

 

Мы живем в такое время, когда понятие «жертвенность» стало почти анахронизмом. В обществе потребления, где ты – мне, я – тебе, оно стало странным, непонятным словом из прошлого. Есть еще одно слово, напрямую с ним связанное – «любовь». Оно тоже почти исчезло из современного лексикона. Что значит любить другого человека? Значит, ценить его больше, чем себя. Считать его жизнь, интересы, его счастье важнее собственного. Любовь невозможна без жертвы, без способности отдавать, жертвовать ради того, кого любишь. Чтобы полюбить ближнего, нужно преодолеть свой эгоизм, свою лень, праздность. Без самоотречения, смелости и жертвенности ‒ это невозможно.

В нашем сегодняшнем теплохладном состоянии мы всё еще способны на добрые дела. Порой они продиктованы не желанием помочь, а расположением к конкретному человеку, желанием произвести на него впечатление или просто ему понравиться. Но и эти наши неискренние и небескорыстные поступки желающий всем спасения Господь принимает, как добрую жертву.

В царствование императора Юстиниана жил мытарь по имени Петр, главный сборщик податей в Африке, человек жестокий и немилосердный. Однажды он шел по рынку, где за ним увязался нищий, выпрашивающий подаяние. Не в силах от него отвязаться, с досады он бросил в нищего хлебом, который нес в руках. Вскоре мытарь заболел и во сне увидел себя умершим. Ему представилось, как святые Ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божия. На одну чашу они клали множество свитков с недобрыми делами, а на другую, кроме хлеба, брошенного им, положить было нечего. И произошло чудо. Этот хлеб перевесил всё совершенное им зло. Придя в себя после чудесного видения, мытарь раскаялся и полностью переменил свою жизнь. Теперь мы знаем его как святого Петра Африканского, пожертвовавшего ради нищих свое большое имущество и даже продавшего себя в рабство, чтобы отдать деньги нуждающимся.

Когда мы приближаемся к рассмотрению Личности Иисуса Христа, приступаем к попытке постичь тайну Боговоплощения, обращаемся к событиям, связанным с жизнью Спасителя на земле, прилагаем усилия к осмыслению Великой Спасительной Жертвы Христовой ‒ мы в благоговении немеем. Потому что житейскому рассудочному уму всего этого не вместить.

Бессмертный Всесильный Бог облекается в смертную плоть, берет на Себя наши грехи, нашу боль, наши страдания и саму нашу смерть только по одной единственной причине – любви к человеку. Творец всего сущего, перед Которым трепещут Небесные воинства, по любви к нам отдает Своего Единородного Бессмертного Сына на смерть. На одной древней иконе Вифлеемские ясли, где родился Спаситель, изображены как жертвенник. Богомладенец, новорожденный Спаситель Христос, на нем ‒ Агнец, приносимый в жертву. Преподобный Исидор Пелусиот писал: «(Бог Отец) Единородного дал в цену искупления, чтобы благодать имела основание, потому что, приняв единую жертву за всех, превышающую достоинство всех жертв, Он истребил вражду, отменил осуждение, усыновил нас и украсил бесчисленными благами».

Крестившись от Иоанна в водах Иордана, безгрешный Господь взял на себя все грехи мира, которые были искуплены святой Жертвой Христовой на Кресте. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). От Крещенской купели начался крестный путь Христа на Голгофу.

Христос приносится в жертву ради искупления нашей греховности, каиновой печати смерти, осквернившей данную Богом человеческую природу. Святитель Тихон Задонский писал: «Грехи наши Он взял на Себя, поэтому и казнь на Него за них возложена… Помни, возлюбленный, что Господь наш за нас, рабов Своих, хулим был, чтобы мы вечную славу получили».

Как говорит апостол Павел, «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Гал. 3, 13).

Христос умирает смертью проклятого на Кресте, в смерти Безгрешного совершается осуждение нашего греха, этой смертью оно полностью исчерпано и нам приобретено прощение. Преподобный Максим Исповедник писал: «Невинный и безгрешный Он заплатил за людей весь долг словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас».

Апостол Павел говорит о том, что Христос ходатайствует за нас, и поэтому мы можем быть уверены, что избавлены от осуждения: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8, 33, 34).

Великой Крестной Жертвой Христос приобрел для нас нетленные богатства: мир с Богом, спасение и рай. Всех этих благ мы не заслужили, их для нас заслужил Спаситель-Христос. Теперь все, кто принадлежит Ему, все, кто Христов, стали удостоены Царства Небесного.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Нет ничего важнее на свете, как спасение душ человеческих, и нет предмета более достойного непрестанного и всегдашнего памятования, как искупление мира Сыном Божиим от греха, проклятия и вечной смерти».

Мир остается несовершенным и лежащим во зле. Но когда мы со Христом, у нас есть непобедимое оружие против зла. Грех и смерть обладают людьми. Но когда мы со Христом, грех теряет свою силу и разрушаются оковы смерти. Как писал преподобный Иустин (Попович): «Только Христос требует быть в мире зла, но без зла; среди злых людей, но без зла; в грязи, но не оскверниться. Быть в злом мире, но не быть злом, – вот сила, которую дает Христос».

В эти святые пасхальные дни будем помнить: чем сильнее тьма, тем ярче свет. Свет Христовой любви да просвещает всех! Будем нести этот свет своими добрыми делами нашим ближним!

 

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!


епископ Бийский и Белокурихинский

Пасха Христова

2022 г.

град Бийск