Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Прибытие святых мощей преподобного Макария Алтайского в город Бийск

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, после Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий передал епископу Бийскому и Белокурихинскому Серафиму ковчег с частицей святых мощей преподобного Макария Алтайского, обретенных в Болховском монастыре.

Мощи переданы для благоговейного хранения и молитвенного почитания в Бийскую епархию и будут пребывать в Успенском кафедральном соборе.

Об обретении мощей преподобного Макария Алтайского

Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь

24 февраля сего года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троицком Рождества Богородицы Оптине женском монастыре на Орловщине были обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарева). Первоапостол Алтая и основатель Алтайской миссии, он последние годы своей жизни нес послушание настоятеля Троицкого Оптина монастыря в городе Болхове, и в ограде монастыря был похоронен. 24 февраля митрополит Орловский и Болховский Тихон отслужил в обители праздничную Божественную литургию, затем в алтаре были произведены специальные действия по омовению мощей, а в 16 часов совершено всенощное бдение, во время которого мощи святого были положены в деревянную раку и торжественно изнесены из алтаря с пением и величанием преподобному Макарию Алтайскому. В тот же вечер по благословению владыки Тихона мощи были перевезены в Богоявленский храм города Орла для более широкого поклонения. Там они будут находиться до конца Великого поста, а впоследствии их перенесут в Алтайскую митрополию. Десница святого Макария Алтайского будет храниться в Троицком Рождества Богородицы Оптине женском монастыре. Настоятельница обители игумения Евфалия (Мастепанова), что называется, по горячим следам вместе с сестрами монастыря написала воспоминания о том, как всё начиналось, и предложила этот проникновенный рассказ вниманию читателей портала «Монастырский вестник».

Июль и август 2006 года. При реставрационных работах по укреплению фундамента Троицкого собора монастыря с южной стороны нашли под завалом из битого кирпича хорошо сохранившуюся кирпичную кладку. На ее расчистку по благословению ныне покойного архиепископа Паисия стали сестры, местные помощники и волонтеры из Москвы – отряд «Белозерск» (командир Е.В. Морозов), в котором были реставраторы и музейщики, врачи и учителя, вот уже лет девятнадцать приезжающие на помощь монастырю.

Завал был огромный, слежавшийся, плотный, бело-розовый: известь, кирпич. Зная, что где-то здесь находился склеп (а в нем, по архивным документам было несколько захоронений), сразу сделали временный навес и стали ежедневно читать акафист преподобному Макарию Алтайскому, который был погребен именно в этом склепе вместе со своим келейником, впоследствии иеросхимонахом Макарием (Орловым) и с архимандритом Никодимом (Мерцаловым). Также по воспоминаниям А.М. Неделиной (урожденной Андреевой), здесь был похоронен ее прадед схимонах Митрофан (Андреев). Под другим взорванным храмом, Тихвинским, был еще один склеп, но преподобный Макарий – миссионер Алтая и в конце жизни – настоятель Троицкого Оптина монастыря – был похоронен в 1847 году именно в Троицком соборе.

Ребята из отряда проделали огромную работу по расчистке и подъему кирпичного боя. Мы с ними нашли склеп, расчистили и выявили его габариты: довольно просторное помещение, в котором находились «прихожая» и три крипты (такая «малогабаритная трехкомнатная квартира»). Затем бережно всё расчистили и нашли в одной из них старинное захоронение, оно было не тронутым, но крышка гроба отсутствовала. Две другие были ограблены и пусты.

По просьбе и благословению владыки Паисия из Москвы приехал специалист высокого класса, старший научный сотрудник Института археологии РАН Юрий Александрович Смирнов, ныне, к сожалению, покойный. Пять дней он крайне бережно вскрывал уцелевшее захоронение, а мы всё время находились рядом – помогали, читали Евангелие и даже всенощную на Преображение Господне служили в пещерке.

И мы нашли честные останки: плакали, молились, служили. Нам было дано обширное заключение с фотофиксацией. Останки мы положили в новый гроб и перенесли в Троицкий собор, где служили, а 25 октября приехал с Алтая на один день протоиерей Георгий Крейдун, и вместе с ним мы перенесли гроб в маленький деревянный домик – сруб, который нам подарил отец Илий (Ноздрин). Там мы по тесноте и жили-ютились, ибо все жилые постройки были давно взорваны. Несколько месяцев мы жили вместе с гробом: я – рядом, а за печью на кухоньке – еще одна сестра. Боялись даже разговаривать, только молились... Вспоминается, что когда мы, просто по наитию какому-то, перенесли гроб в наш деревянный домик, так вот на другой день, 26 октября, рухнул временный потолок в Троицком соборе, и вся сбитая штукатурка от строительных работ (рабочие реставрировали купол собора) проломила фанерное перекрытие и сверху упала именно в ту часть храма, где мы служили и где прежде стоял гроб. Чудом успели!
И владыка Паисий сообщил в Московскую Патриархию, он просил освидетельствовать останки. К нам приезжал известный ученый и эксперт, специалист Института судебно-медицинской экспертизы Виктор Николаевич Звягин со своей командой, также давшей свое заключение. Через год по благословению владыки в Болхове в монастыре была создана комиссия, в которую входили эксперты: В.Н. Звягин, А.В. Ковалев, Н.В. Нарина, Ю.Н. Смирнов, представители областной администрации – С.А. Романова и Ю.И. Власов, представители Орловско-Ливенской епархии и монастыря. Комиссия создала и подписала важный документ – Протокол, из которого следовало, что найденные честные останки не могли принадлежать никому другому – только преподобному Макарию.

Владыка Паисий (Самчук) умер 20 марта 2008 года. И потом были многие годы исследовательской работы по идентификации честных останков, сравнительные генетические экспертизы с использованием ДНК предполагаемых родственников для доследования в разных научных институтах и лабораториях, начиная от рентгенограммы в Плещеевской больнице города Орла и заканчивая институтом имени Бурденко в Москве. Все экспертизы делали во славу Божию - за что земной поклон В.Н. Звягину, А.В. Ковалеву, Н.В. Нариной и вечная память Ю.Н. Смирнову, В.В. Колкутину!

Позже, когда отреставрировали келейный корпус № 1 – уцелевшую «странноприимницу», где мы сейчас живем, на втором этаже мы сделали домовый храм и гроб с честными останками из домика перенесли в алтарь. И так мы служили несколько лет, пока по федеральной программе Министерства культуры РФ шли масштабные работы по реставрации Троицкого собора 1668 года, под которым и был склеп-пещерка. А гроб с честными останками все эти годы хранился в домовом храме. Мы его всячески оберегали и молились преподобному Макарию, положившись на волю Божию в отношении прославления святых мощей. Но были и чудеса!

Когда поднимали останки, внезапно почувствовалось сильное благоухание, как будто пролили флакон с цветочным миро, не лилии, не розы, что-то прекрасное, но незнакомое. Рабочие, которые работали рядом, стали горячо о чем-то спорить между собой, перебивая друг друга, и несколько раз звучали слова: «Святой, святой!» Потом они подошли к нам, а мы стояли и плакали. Благоухание всё усиливалось, и длилось оно около 20 минут. Когда поднимали главу – на лбу выступили капельки мира, несколько капелек.

Однажды, когда гроб был еще в Троицком соборе, до отдания Успения Божией Матери 4 сентября, наша монахиня Иоанна пришла в храм на полунощницу первой и, открыв дверь, всплеснула руками и закричала: «Батюшка, батюшка!» Она увидела, как перед иконой Успения, пред аналоем стоит в полный рост почти прозрачное существо с контурами человеческой фигуры и молится Божией Матери… На этот крик оно мгновенно как бы «притекло» ко гробу и как бы «вскользнуло» внутрь.

Надо сказать, что на ночь мы сдвигали крышку гроба, чтобы туда заходил воздух для вентиляции. Чтобы косточки не были влажными, так как переносили мы новый гроб, в который переложили найденные останки, сразу после окончания работы археолога, и как раз в тот момент внезапно началась сильная гроза и страшный ливень, которого в самом Болхове вообще не было, а только в монастыре (зато в городе у многих отключились электроприборы).
И еще был один случай: мы все уехали в Орел, а наша сестра, человек мыслящий очень трезво, по профессии учитель биологии, будучи тогда еще паломницей, топила дровами печь на первом этаже келейного корпуса и читала Псалтирь с помянником о живых и мертвых. От тепла она разомлела и решила чуточку подремать на лавке у печки, где сидела. Легла на живот, лицом на руки, чтоб не упасть, и заснула. А проснулась от мужского голоса, который над ней, на втором этаже в домовом храме на церковнославянском языке читал вместо нее Псалтирь. Она устыдилась и стала просить прощения у Бога за свою немощь, и скорее продолжила чтение. Теперь она монахиня Матрона.
Были и искушения: ошиблись в дате, когда печатали протокол в районной администрации в Болхове, ошибочно назвали иеросхимонаха Митрофана (Андреева) Неделиным; не знали, как исправить.

Склеп отреставрировали тоже по программе Министерства культуры, там установлена символическая гробница всей усопшей братии монастыря, горит лампада, сестры туда часто ходят, и паломники любят там бывать, а на память преподобного Макария 31 мая с крестным ходом мы всегда заходим в пещерку и поем тропарь и величание. Кстати, многие паломники, даже историки, ученые и представители духовенства не знали, что преподобный умер в монастыре в Болхове, полагая, что он упокоился на Алтае. Однажды в ходе беседы с покойным игуменом Германом (Подмашевским), известным миссионером, тоже довелось от него услышать, что, оказывается, и за границей так считали. Но вот уроженец Болхова, хорошо знакомый верующему народу протоиерей Василий Ермаков, с начала 80-х годов прошлого века служивший в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, в храме монастыря обнял гроб с останками, потом положил руку на лоб черепа, помолился, помолчал и сказал: «Это он! Это он! Похож! Я думаю, это он!» Жаль, что батюшка тоже не дожил до этого праздника.

В бытность на Орловской кафедре митрополита Антония (Черемисова), (ныне владыка на покое), в монастыре была реконструирована трапезная Троицкого собора, и владыка благословил восстановление двух исторически бывших здесь Воскресенских престолов: северного, как и раньше – во имя праведного Лазаря, а южный, Воскресения Христова, который находился точно над склепом – был переименован во имя преподобного Макария Алтайского. Так что у нас есть такой престольный праздник и три иконы преподобного Макария. Первую написали двадцать лет назад в Щеграх в подарок от архимандрита Зиновия (Корзинкина), ныне митрополита Саранского и Мордовского, вторую – на кедровой доске – написала почившая уже матушка отца Павла Богомолова Галина Махринская из Горно-Алтайска, а третью – наша Томочка, которая пела на клиросе, закончила иконописное отделение в Троице-Сергиевой Лавре, сейчас она - матушка Тамара Кораблина, преподает в семинарии в Воронеже.

17 февраля 2024 года мы вновь перенесли гроб с честными останками в алтарь Троицкого собора, где 177 лет назад на пятый день по смерти при стечении огромного количества народа архиепископ Смарагд в сослужении большого собора духовенства с великими почестями торжественно и трогательно отпевал архимандрита Макария (Глухарева).
И вот всё свершилось! 24 февраля по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троицком Оптине женском монастыре города Болхова после Божественной литургии, которую возглавил митрополит Орловский и Болховский Тихон в сослужении духовенства Алтайской и Орловской епархий, были обретены святые мощи преподобного Макария Алтайского.

...В 1895 году председатель Орловского историко-церковного археологического Общества протоиерей Илия Ливанский, который собрал замечательные воспоминания о преподобном Макарии, написал небольшую поэму Блаженной памяти архимандрита Макария, основателя Алтайской миссии «Я посетил твою могилу…»

Я посетил твою могилу
В пещерной мглистой глубине,
И много мыслей возбудило
То посещение во мне.
Что за сокровище скрывает
Та пасмурная глубина!
Как мощно душу отрывает
От суеты мирской она!
Отец, отец, подвижник веры!

Наш монастырский священник протоиерей Алексий Комов – художник. Недавно он написал довольно большую картину «В святых пещерах». На ней изображена монахиня со свечой, которая молится в склепе-пещерке. Замечательная иллюстрация к этой поэме! Мы сделали несколько электронных копий на холсте и хотим передать их в подарок на Алтай митрополиту Барнаульскому и Алтайскому Сергию для каждой епархии Алтайской митрополии по чувству духовной любви к этому краю, с которым преподобный Макарий прощался такими словами: «Алтай золотой! Будь счастлив, родной! И мир над тобой!»

Слава Богу за все! Такая радость! От всех православных христиан, от насельниц монастыря, от всех жителей Болхова и Орловщины – огромная благодарность и признательность Святейшему Патриарху Кириллу, митрополиту Тихону, митрополиту Антонию, митрополиту Сергию, архиепископу Каллистрату, всему Алтайскому епископату, духовенству и народу, всем участникам и специалистам по обретению и освидетельствованию святых мощей преподобного Макария Алтайского! И многая и благая лета!

Игумения Евфалия (Мастепанова) с сестрами

Использованы материалы: https://monasterium.ru/publikatsii/stati/kak-eto-bylo/