Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

Епископ Серафим совершил Божественную литургию в Лазареву субботу

8 апреля, в Лазареву субботу, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Макарьевской мужской монашеской общины города Бийска (район Льнокомбинат).

Его Преосвященству сослужили: ключарь Успенского кафедрального собора протоиерей Александр Петров, настоятель храма иеромонах Макарий (Михалев), диакон Никита Гологузов, диакон Павел Соловьев.

По окончании богослужения владыка Серафим обратился к молящимся с проповедью.    

«”Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже”, -  мы с вами слышали эти слова тропаря сегодняшнего праздника, - сказал в своем слове владыка Серафим. - Сегодня мы воспоминаем удивительное событие – чудо воскрешения Лазаря, которое Господь совершил перед окончанием Своей миссии здесь на земле, перед Своими Крестными Страданиями.

Господь идет к своим близким друзьям – сестрам Марфе и Марии и их брату Лазарю, который накануне заболел и умер.  
Нельзя сказать о Лазере, что он не истинно умер. Что он находился, к примеру, в летаргическом сне или в бессознательном состоянии, когда жизненные функции человека немного ослабевают.

Об этом можно было бы говорить, когда Господь совершал воскрешения сына вдовы Наинской или дочери Иаира. Здесь было все совершенно по-другому. Накануне, когда Лазарь заболел, сестры Марфа и Мария посылают ко Господу с этой печальной вестью, чтобы Он пришел и помог им. Господь мог бы прийти и исцелить Лазаря, но Лазарь должен был умереть и болезнь эта, как Господь сам сказал, не к смерти ему, а к славе Божией.

Когда Господь получил это известие, Он не идет сразу. Он медлит два дня. И только через два дня Он сообщает своим ученикам, что Лазарь уснул, но «Я иду разбудить его». Они говорят: «если уснул, то выздоровеет». Тогда Господь прямо говорит им – «Лазарь умер».

Когда Господь достиг Вифании, располагавшейся на Елеонской горе, дом Марфы и Марии был полон людей, которые сочувствовали их горю. По пришествии Господа уже четыре дня Лазарь находился во гробе. Тело разлагалось. И Господь взывает к нему: «Лазарь! иди вон. Он выходит, обвязанный по иудейскому обычаю пеленами, с признаками тления. Почему Господь медлил и пришел на четвертый день? Для того, чтобы явно проявились эти признаки человеческого тления. И уже не мог бы никто сказать – ни фарисеи, ни первосвященники, что Лазарь просто спал.

Господь совершает великое чудо, призывая вновь к жизни умершего человека, тем самым он лишает первосвященников и фарисеев всех аргументов, что он лжепророк. Лжепророк не смог бы совершить чудо воскрешения человека. И если раньше они могли оправдываться тем, что не принимали Христа как мессию по неверию своему. Теперь они собрали совет и решили умертвить Иисуса за те великие чудеса, которые Он творил и не только его, но и Лазаря, потому что ради Лазаря многие уверовали в Него.

И это уже было не просто отрицание Христа как мессии по неверию. Они сознательно стали отрицать истину. А что такое сознательное отрицание истины – это хула на Духа Святого, о которой Господь сказал, что на Сына человеческого простится хула, но на Духа Святого не простится.

Воскрешением Лазаря Господь показал нам, что Второе Пришествие совершится и каждый из нас воскреснет, чтобы предстать перед Христом на Страшный суд и дать ответ за свою жизнь.

Господь воскрешает Лазаря, чтобы убедить скептиков, которые жили в то время – саддукеев, которые не верили в воскресение. Чтобы показать скептикам последующих времен, что есть и будет воскресение умерших и что каждый из нас, воскреснув, даст ответ за прожитую жизнь

Преподобный Ефрем Сирин говорит, что когда мы воскреснем во Второе Славное Пришествие Христово, то все будем в одном возрасте – 33 года. и произойдет разделение людей по тому, как каждый из них жил здесь, на земле. И тогда праведники станут по правую сторону, как мы с вами слышали перед Великим постом в Неделю о Страшном суде, а грешники по левую сторону. И тогда тела праведников видимым образом преобразятся благодатью и той добродетельной жизнью, которою они прожили. И наоборот, люди, жившие беззаконно здесь, на земле, будут обезображены до неузнаваемости.

И сегодня, воспоминая воскрешение праведного Лазаря, обратим и мы на себя свой взор – какова наша жизнь? Ведь Господь обращается к Лазарю – «друг». Но ведь этот «друг», этот «Лазарь» есть и в душе каждого из нас! И когда-то он живет, процветает, когда мы здесь, на земле, совершаем добрые дела, живем добродетельной жизнью. Но приходит момент, когда человек начинает забывать Бога, и тогда наш «внутренний Лазарь» начинает угасать и умирает. Но он не совсем умирает. Мы можем воскресить его, вновь вернувшись к добродетельной жизни. Обращая взор внутрь себя, мы должны оценить, насколько мы поддерживали жизнь этого «внутреннего друга»? А жив ли он у нас? Или уснул сном смертным... Но у нас есть еще время разбудить его и призвать к жизни, чтобы вновь наша душа озарилась светом Христовой веры. Аминь».